Декабрь 04, 2017
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Транснациональные корпорации потеряли интерес к проекту по обустройству водного пути Е40, заявляют в Минприроды.

 «Мировые корпорации потеряли интерес к проекту. Если еще десять лет назад разговаривали на эту тему, то сейчас сказали: нет, нам это неинтересно, проект экономически невыгоден», —- сообщил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык 24 ноября на заседании общественного координационного экологического совета (ОКЭС) при министерстве.

Глава ведомства заверил, что, как и многие экологи, обеспокоен возможными последствиями создания транспортной магистрали, а потому держит на контроле планы по Е40. «Будем стоять на защите природы и экологической безопасности», — заверил министр. Он выразил уверенность в том, что даже если в нашей стране продолжат изучать данный проект, то на чаше весов окажутся и выгода, и вред, что позволит принять правильное решение.

Выступивший на заседании ОКЭС белорусский писатель Василий Яковенко провел параллель с событиями 30-летней давности. В 80-е годы в Беларуси активно обсуждалась идея спрямить Припять и осушить ее пойму, что должно было стать кульминацией мелиорации. Однако культурная и научная общественность выразила решительный протест. Точку в дебатах поставила конференция, прошедшая 11  марта 1988 года в минском Доме литератора, после которой Совмин БССР прекратил финансирование этого проекта.

Спустя 30 лет у идеи канализировать Припять вновь нашлись сторонники. На этот раз их цель — обустройство водного транспортного коридора между Балтийским и Черным морями. Проект находится на предынвестиционной стадии: Морской институт Гданьска подготовил положительное технико-экономическое обоснование, идея активно лоббируется руководством нескольких воеводств Польши, а также некоторыми госструктурами в Беларуси и Польше.

В то же время проект попал под острую критику экологов и экономистов (см. «БР», № 26, 31 и 39 за 2017 год). Тема была вынесена на обсуждение ОКЭС Минприроды, после того как в начале ноября отечественные экологические организации направили белорусскому правительству пакет документов, который содержал аргументированный протест против обустройства водного пути Е40 и призывал сосредоточиться на других проектах в сфере транспорта и логистики.

Примечательно, что на ОКЭС Минприроды не дали выступить основным докладчикам от экологических организаций по проблеме Е40. Член Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Николай Улахович выразил сомнение, что есть смысл озвучивать тезисы доклада на совете, после чего собрание завершилось.

По информации «БР», экспертное обсуждение проекта с привлечением заинтересованных министерств и ведомств прошло 15 ноября в Совмине, однако материалы этого совещания не были обнародованы.

Подписка на водный путь Е40
13 декабря 2017
Несмотря на протесты экологов и предупреждения экономистов о повышенных рисках проекта.
23 октября 2017
Проект по обустройству водного пути Е40 — на грани экономического и экологического преступлений.
08 августа 2017
Более двадцати экологических организаций Беларуси, Польши и Украины опубликовали совместную петицию против строительства водного пути Е40.
19 июля 2017
Ее инициирует несколько экологических организаций.
18 июля 2017
Проект обустройства водного пути Е40 сопряжен с повышенными инвестиционными рисками, а его долгосрочное влияние на экономику Беларуси может быть негативным.