Март 02, 2009
Татьяна МАНЕНОК

Долгое время Вентспилсский порт был фаворитом по перевалке белорусских калийных удобрений: ее объем составлял около 3,8 млн. т из 7,2 млн. т, которые Беларусь поставляет на внешние рынки. Падение началось в 2005 году, когда порт впервые снизил экспорт до 3,5 млн. т, и продолжается до сих пор.

Клайпедский порт еще недавно мало кто воспринимал как серьезного конкурента. В 2002 году через него перегружалось всего лишь 774 тыс. т белорусских калийных удобрений. Но через 3 года объем был практически удвоен, а в 2008 году Клайпеда полностью перехватила лидерство - объем перевалки составил 3,05 млн. т (около 50%), в то время как через Вентспилсский порт было перегружено всего лишь 1,39 млн. т. И это при том, что по своим техническим возможностям специализированный терминал этого порта - "Калия паркс" - считается одним из лучших для перевалки калийных удобрений.

Оптимальная логистика и ничего больше.

Сейчас Клайпедский порт технически и технологически может перегрузить до 4 млн. т калийных удобрений. Причем пока литовский порт не конкурент Вентспилсу при погрузке судов грузоподъемностью свыше 70 тыс. т. Что же касается судов грузоподъемностью 30 тыс. т, то здесь лидер - Клайпедский порт, предложивший белорусскому экспортеру более привлекательные условия.

Эксперты отмечают, что Клайпедский порт после завершения модернизации объективно может переориентировать на себя практически весь экспорт удобрений, который переваливается в прибалтийском направлении. Правда, белорусскую сторону это не совсем радует, так как она боится потерять конкурентные козыри в переговорах по условиям транзита). Клайпеда по расстоянию ближе к "Беларуськалию" на 370 км по сравнению с другими прибалтийскими портами, благодаря чему этот путь наиболее экономичен.

С 2008 года "Беларуськалий" и Клайпедский порт работают на условиях трехлетнего договора на перевалку калия. Контракт на этот год продлен на прежних условиях. Литовская железная дорога также пролонгировала прошлогодние тарифы на первое полугодие 2009 года.

Пытаясь изменить ситуацию в свою пользу, Вентспилсский порт в этом году также установил выгодные тарифы для белорусского экспортера. Но, несмотря на это, общая логистика для перевалки белорусских удобрений через Клайпедский порт по-прежнему более выгодна.

Причина в том, поясняют специалисты, что Латвийская железная дорога настаивает на повышении в этом году тарифа на перевозку белорусских калийных удобрений, что делает логистику их экспорта через Вентспилсский порт невыгодной по сравнению с конкурентом.

Сейчас тарифы на перевозку калийных удобрений в литовский порт более привлекательны: в направлении Клайпеды в вагонах администраций железных дорог они составляют 20,95 EUR/т, в направлении Вентспилса - 30,08 EUR/т, в частных вагонах: в направлении Клайпеды - 18,88 EUR/т, в направлении Вентспилса - 22,33 EUR/т.

С учетом диверсификации рисков.

Тема повышения конкурентоспособности латвийского транзита для белорусских грузов была в центре внимания в ходе состоявшегося 18-19 февраля визита латвийской делегации в Минск.

Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, комментируя ситуацию после переговоров с премьер-министром Латвии Иварсом Годманисом (20 февраля он подал в отставку. - Прим. Т. М.), отметил, что этот вопрос не новый. При этом он сказал, что "здесь есть корпоративные вопросы внутри латвийской экономики". "Мы, два премьера, встречаясь с латвийскими деловыми кругами, высказали пожелание, чтобы стивидорные компании, железные дороги пришли к общему знаменателю по конкурентоспособности. "Сегодня нам еще раз подтвердили, что такая работа проводится", - отметил С. Сидорский.

И. Годманис согласился, что Клайпедский порт предложил более конкурентные по сравнению с латвийским портом условия. "То, что грузы переключились с Вентспилса, видимо, связано с тем, что литовские предприятия смогли предложить более конкурентоспособные условия", - сказал он.

Но латвийская сторона намерена предложить белорусам более выгодные логистические условия, причем не только со стороны Вентспилсского порта. "Мы имеем предложения участвовать в перевалке белорусских грузов от Рижского порта, Лиепаи. Думаю, с учетом диверсификации рисков мы со временем сможем экономически убедить белорусскую сторону в том, что можно грузить и через нас", - подчеркнул И. Годманис.

Тарифная политика будет прозрачной.

Между тем по причине кризиса и снижения платежеспособного спроса "Беларуськалий" в 2008 году снизил экспорт калийных удобрений  до 6,48 млн. т. (7,2 млн. т в 2007 году). В этом году объем экспорта может упасть до 5 млн. т.

По данным "БР", в январе экспорт белорусских калийных удобрений составил 120 тыс. т, а в феврале он упадет, скорее всего, до 75 тыс. т. Кстати, весь экспортный объем был перевален через Клайпеду.

Комментируя ситуацию на калийном рынке, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко отметил, что в настоящее время рынок "провалился".

"Но есть посыл, что с апреля рынок начнет открываться, а со второго полугодия мы выйдем на прошлогодние объемы", - отметил В. Семашко. Он выразил надежду, что восстановятся объемы поставок и через Литву, и через Латвию.

"Сегодня, когда мы теряем в латвийском направлении 6-8 USD/т, конечно, грузы не пойдут в направлении Вентспилса", - отметил В. Семашко. "Но как минимум 1 млн. т через Латвию планируется перевалить и в этом году", - добавил он.

Продолжая эту тему, министр сообщения Латвии Айнарс Шлесерс сообщил, что Латвийская железная дорога пообещала решить вопрос с тарифами. "Почему такой заинтересованности раньше не было? Потому что раньше железная дорога работала без прибыли, а прибыль концентрировалась где-то на других предприятиях. Такого у нас больше не будет", - жестко заметил А. Шлесерс.

Латвия намерена в ближайшие три недели обсудить всю информацию, связанную с тарифной политикой. "Она должна быть понятна всем сторонам", - подчеркнул латвийский министр.

Он обратил внимание, что АО "Латвийские железные дороги" не является монополистом по перевозке грузов. "Поскольку Латвийские железные дороги не являются единственным перевозчиком, то можно сотрудничать с частными предпринимателями, если не устраивают тарифы", - констатировал А. Шлесерс.

Он обратил внимание, что Рижский порт по объему грузооборота уже обогнал Вентспилсский и даже в условиях кризиса демонстрирует положительную динамику. "Это говорит о том, что можно привлекать грузы, концентрируя бизнес как можно в более короткой логистической цепи. Наша цель - добиться долгосрочных моделей в создании совместных терминалов, где Беларусь могла бы быть соучредителем", - подчеркнул А. Шлесерс.

Председатель правления АО "Латвийские железные дороги" Утис Магонис среди основных проблем железных дорог Латвии назвал их небольшую пропускную способность - 34 млн. т грузов. Отмечалось, сейчас со стороны Латвии и Беларуси строятся вторые пути, что позволит увеличить пропускную способность железных дорог до 45 млн. т.

Подписка на Все
18 сентября 2018
Белорусские предприятия «Лидсельмаш» и «Сельэнергопром» подписали крупные контракты на поставку зернохранилищ в Судан.
18 сентября 2018
Совет Министров и Нацбанк назначили представители государства в органах управления нескольких банков.
18 сентября 2018
Президент Беларуси назначил Василия Марковича послом в Латвии. Маркович сменит в этой должности Марину Долгополову.
18 сентября 2018
Минский городской суд рассмотрел апелляционные жалобы адвокатов и обвиняемого бизнесмена и инвестора «Мотовело» Александра Муравьева на второй приговор (три года лишения свободы за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере).
18 сентября 2018
Александр Лукашенко, назначая во вторник бывшего министра промышленности Виталия Вовка на должность своего помощника – инспектора по Витебской области, поручил ему "железобетонно" проводить линию главы государства.
18 сентября 2018
В Беларуси 18 сентября на торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже курсы евро и долара снизились, а вот курс российского рубля вырос.

Страницы