Апрель 28, 2011
Алексей АЛЕКСАНДРОВ

Дизайнерская одежда пока не пользуется у белорусов большим спросом. Но ситуация меняется, молодежь хочет выглядеть красиво и оригинально. О том, как начали свой фэшн-бизнес, корр. "БР" рассказали создатели бренда одежды Taksama Яна и Илья Кирсановы.

Проект появился в 2009 году. Яна и Илья познакомились с молодыми дизайнерами, у которых было много идей. Но для их воплощения им требовалась помощь. Начали с малого - с аксессуаров: выпустили серию открыток ручной работы, красочных неординарных обложек на паспорт и водительские права. Тогда же задумались и о выпуске одежды.

Только помощь нужна была и самому зарождающемуся бренду. "Мы участвовали в первом минском стартап-уикенде и заняли тогда второе место, - вспоминает Яна. - Это помогло нам организовать продажи, после стартап-уикенда у нас завязались первые деловые контакты. Пожалуй, самое главное то, что мы получили тогда дельные советы от людей, успешных в бизнесе, и это помогло поверить в свои силы".

Летом 2010 года появилась одежда Taksama. Когда выбирали окончательное название марки, решили остановиться именно на белорусском слове. "На стартап-уикенде нам советовали взять в качестве названия какое-нибудь итальянское слово, потому как модная индустрия зачастую ассоциируется с Италией, - говорит Илья. - Есть ведь примеры белорусских брендов, названных по такому принципу. Но мы решили использовать звучное и легко читаемое белорусское слово. Так мы утверждаем, что здесь, в Беларуси, можно и нужно делать качественный продукт".

Серийного производства в полном смысле этого слова у Taksama пока нет. Но Яна и Илья не считают это минусом. Каждая модель одежды воплощается только в нескольких десятках изделий. И это, безусловно, привлекает тех людей, которые любят оригинальность и которым не нравится встречать на улице кого-то в такой же, как у них, одежде.

Taksama ищет свою нишу в модном бизнесе. Создатели марки знают, какой сегмент рынка хотят завоевать. "В Беларуси достаточно много крупных марок одежды, с большим объемом производства, - объясняет Илья. - Есть и дизайнеры, создающие эксклюзивную продукцию под своим именем. Мы же с группой дизайнеров стараемся оказаться где-то посередине, создавая в чем-то камерную, но повседневную одежду. Это направление мы назвали cafe-fashion. К тому же мы не привязываем пока коллекции к сезонам, как это обычно делается".

Сами Кирсановы профессионального отношения к производству одежды не имеют. Яна - журналист, Илья - ИT-специалист. Найти себя в этой сфере им помогли скорее деловой азарт и хороший вкус.

"Насколько сильно мы позволяем себе вмешиваться в работу дизайнеров? Если следовать логике бизнеса, нужно выпускать ту продукцию, которая потенциально понравится покупателю. Но создание одежды - процесс творческий, и отказываться от собственных предпочтений, ориентируясь на продажи, было бы неправильно. У нас с дизайнерами наладилось хорошее взаимопонимание, и мы вместе на разных этапах подготовки, будь то подбор тканей или изменение эскизов. Мы в чем-то как худсовет выступаем", - отвечает Яна.

Кстати, для молодых дизайнеров, желающих потрудиться, проект открыт.

"Нужно выходить на самоокупаемость, чтобы развиваться дальше, - говорит Илья. - Магазинов, готовых реализовывать одежду нашего формата, в Минске немного. Для продвижения продукции мы активно используем Интернет: создаем "лукбуки" и "видеолукбуки" (визуальные представления коллекций. - Прим. авт.), реализуем одежду через онлайн-бутики. Главная наша "головоломка" сейчас - найти правильную стратегию маркетинга. Когда мы выпустили последнюю коллекцию, думали, что вскоре пойдем искать инвестора. Но пока нужно сконцентрироваться на продвижении продукции".

Семейным бизнесом Яна и Илья Кирсановы свое дело не называют: "Оттого, что мы все время вместе, вопросы решаются быстрее и проще, вкус и отношение к одежде у нас практически одинаковы. А позиционировать Taksama как "бизнес Кирсановых" мы не станем".

"Если бы в Беларуси была законодательно закреплена форма семейного предприятия, это было бы, наверное, выгодно для традиционных в мире форм семейного бизнеса - кафе и ресторанов, небольших отелей, - продолжает Илья. - Мы - организация другого типа. В нашем случае была бы удобна форма небольшого предприятия, стоимость содержания которого была бы минимальной: с регистрацией по домашнему адресу, без обязательного найма бухгалтера. Одним словом, ИП с возможностью нанимать работников.

Сейчас же в Беларуси выход в бизнес стоит достаточно дорого, нужно сразу хорошо зарабатывать, чтобы покрывать издержки, тратить средства каждый месяц, даже если ничего не зарабатываешь. Молодому предприятию, особенно требующему инвестиций и не приносящему прибыли в первые годы, приходится бороться за выживание, вместо того чтобы заниматься становлением и развитием бизнеса. Для этого нужно много терпения, желания и веры в свое дело".

Справка "БР"
Минский стартап-уикенд (Minsk Startup Weekend) - интерактивный тренинговый марафон по презентации потенциальным инвесторам перспективных бизнес-проектов. Уже состоялось 5 таких мероприятий. Шестой стартап-уикенд в Минске пройдет 30 апреля - 1 мая.

Подписка на Все
26 сентября 2017
В сравнении с прошлым годом их производство в августе выросло на 31,2%
26 сентября 2017
Компания получила пять звезд в категории «Крупные региональные авиакомпании» от пассажирской ассоциации APEX
26 сентября 2017
В августе рабочего место лишились 94,4 тыс. человек, а было принято на работу 86,8 тыс.
26 сентября 2017
Основанием станет неисполнение закона о персональных данных
26 сентября 2017
Долги в рублях снижаются. За июль общая задолженность юридических лиц по кредитам в национальной валюте увеличилась на 1,6 %, до 8729,7 млн руб. На долю госкомпаний приходится 53,1 % от общего объема задолженности по кредитам. За июль они погасили свои долги на 0,7 %, а частные предприятия увеличили на 4,3 %.

Страницы