Февраль 20, 2018
Ольга ЛЕОНТЬЕВА, председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг»

Подведомственные «Беллегпрому» компании будут развивать торговый франчайзинг, более активно продавая частному бизнесу комплексные предпринимательские лицензии. Такое решение было принято по итогам рабочей встречи в МАРТ, прошедшей 11 января. Помощь в оформлении документов должна оказать ассоциация «Белфранчайзинг».

Зачем франчайзинг «Беллегпрому»?

В развитии бренда заинтересован любой производитель. Наиболее очевидный способ повысить узнаваемость — создать и расширить фирменную торговую сеть. Во многих случаях эффективнее ее создавать с помощью инструментов франчайзинга.

Несомненно, производитель может развивать торговую сеть самостоятельно, однако выход на новые территории всегда связан с издержками: нужны деньги, время, компетентный и активный персонал. При этом и само производство продол­жает требовать вложений. Таким образом, выбор в пользу франшизы становится естественным этапом в жизненном цикле многих компаний-производи­телей.

Франчайзинг позволяет быстро развивать сеть, не вкладывая собственные средства в открытие торговых объектов, привлекая к управлению магазинами активных и самостоятельных предпринимателей, заинтересованных в успехе. При этом появляется возможность разделить компетенции: производитель может сконцентрироваться на производстве, товарах и укреплении бренда, а франчайзи — на отношениях с покупателем.

Как показывает мировая практика, такая организация бизнеса очень эффективна. Не зря на долю франчайзинговых сетей приходится около 40 % от всех розничных продаж в Европе и Америке.

Торговля по лицензии

Наиболее широкое развитие в мире франчайзинг получил как раз в сфере торговли потребительскими товарами: 11 % всех франчайзинговых предприятий специализируются на продаже продукции легкой промышленности.

Заметим, производители могут использовать франшизу и для создания торговой сети в Беларуси, и для развития экспорта. С каждым годом все больше наших предпринимателей интересуются покупкой белорусских франшиз, которые адаптированы к рынку, имеют понятные условия и легко применимы. Сегмент легкой промышленности непрост в освоении, но опыт других отраслей (в 2017 году активно и успешно свои сети в Беларуси развивали предприятия «Коммунарка» и «Красный пищевик») говорит о том, что можно рассчитывать на благосклонность предпринимателей-франчайзи.

Более того, в молодой истории белорусского франчайзинга наиболее крупные проекты были реализованы именно в сегменте легкой промышленности. Так, производитель женского нижнего белья, «Милавица», преуспел в открытии своих точек за рубежом. В период максимального расширения сеть компании насчитывала свыше 400 франчайзинговых точек.

Один из лидеров отечественной легкой промышленности — Mark Formelle — представлен более чем 130 магазинами в разных странах. Существенную долю этой сети также формируют франчайзинговые объекты.

Среди менее крупных компаний назовем бренд Navy, успешно открывший точки в Беларуси и России.

Таким образом, построение франчайзинговых сетей в других странах может быть весьма эффективным, тем более что возможности для освоения зарубежного рынка практически безграничны, да и белорусские товары пользуются спросом благодаря оптимальному соотношению цены и качества.

Все еще раскачиваемся

Закономерно задаться вопросом: что мешает другим компаниям из этого сегмента добиться успеха? Можем выделить объективные и субъективные факторы.

К первым относится тот факт, что в нашей стране франчайзинг стал применяться совсем недавно. На законодательном уровне регулирование возникло в 2005 году, а популярность франчайзинга стала расти примерно после 2011-го. Следовательно, многие производители либо до сих пор не знали о возможностях франчайзинга, либо не умели их использовать.

В отличие от небольших точек открытие магазина одежды или обуви требует от франчайзи серьезных инвестиций. До недавнего времени субъектам хозяйствования было непросто привлекать заемные средства на приемлемых условиях. Кроме того, не так давно в стране появились современные торговые центры, пригодные для развития брендовой торговли.

Есть и субъективные причины относительно медленного развития франчайзинга в стране. Многие производители попросту не задумывались о позиционировании себя как бренда, о востребованности продукции, о каналах продвижения. В отличие от небольших частных компаний, которые более гибко реагируют на покупательский спрос и рыночные изменения, государственные предприятия, а их в данном сегменте много, готовы начать что-либо менять лишь при условии появления успешных примеров.

С помощью франчайзинга можно развить далеко не любой бизнес, а лишь проекты, в основе которых лежит успешная экономическая модель. Между тем не все производители готовы объективно оценить эффективность своих торговых точек и предоставить партнерам экономически привлекательные условия.

Опыт в помощь

Сегодня в мире накоплены большой опыт и правоприменительная практика, позволяющие быстро оценивать перспективность франчайзинговых предложений, разрабатывать и запускать франшизы. Ассоциация «Белфранчайзинг» реализует программы развития франчайзинга вместе с коллегами из других стран (России, Украины, государств Балтии и Европы). Многие инструменты таких программ доступны белорусским компаниям: выставки, каталоги франшиз, финансирование и сопровождение проектов, защита правообладателей. Убеждены, наша совместная с концерном «Беллегпром» работа поможет активному развитию заинтересованных компаний.

В том числе с передовым мировым опытом можно будет ознакомиться на семинаре по франчайзингу, который пройдет 24 февраля в Минске в рамках третьей Недели белорусского предпринимательства.

 

Опубликовано в номере 6 газеты "Белорусы и рынок" от 17 февраля 2018 года. Оформить подписку.

Подписка на франчайзинг + легкая промышленность + Беллегпром
01 августа 2018
Продажи отечественных производителей падают под натиском импорта из стран Азии и Китая.
23 июля 2018
Перед тем как подписывать договор франчайзинга, стоит изучить всю имеющуюся открытую информацию о желаемом бизнесе и лично познакомиться с компанией и руководителем, чтобы понять, получится ли работать в команде, и проверить правильность выбора сферы деятельности.
05 июля 2018
Соответствующее постановление принято правительством.
05 июня 2018
Себестоимость товаров низкого ценового сегмента всегда будет ниже в странах-конкурентах, таких как Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан.
14 мая 2018
Минфин опубликовал данные о размерах господдержки за первые три месяца 2018 года.
02 мая 2018
Концерн намерен развивать предприятие как самостоятельное на нынешней площадке. Поставлена амбициозная задача — увеличить производство суконных тканей до 4 млн кв. м в год.

Страницы