Октябрь 05, 2009
Алесь СЕРЖАНОВИЧ

Объем грузоперевозок может не успеть к концу года восстановиться до предкризисного уровня. Как отметил на пресс-конференции 30 сентября первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Николай Верховец, сегодня трудно прогнозировать развитие событий.

"Выйти на объем прошлого года пока сложно. Хотя положительная тенденция существует", - сказал Н. Верховец, отвечая на вопрос корр. "БР".

Он добавил, что правительство поставило перед Минтрансом задачу роста объема грузоперевозок. И министерство рассматривает его как ориентир. Но заявлять, каким будет объем и будет ли его падение, Н. Верховец не стал.

Сегодня по объемным показателям экспорт транспортных услуг показывает падение к уровню прошлого года примерно на 10-15%. По итогам 7 месяцев (информация, которой располагал на момент пресс-конференции Н. Верховец) он составил 750 млн. USD, положительное сальдо обеспечено в пределах 500 млн. USD. В Минтрансе считают, что это неплохой результат.

Только в августе текущего года государству совместно с перевозчиками удалось преодолеть негативные тенденции и остановить падение объема грузоперевозок, вызванного значительным сокращением объемов производства в европейских странах и России. Так, Беларуси удалось переориентировать на себя часть грузопотоков, проходящих по территории других государств. При этом произошла переориентация грузопотоков с традиционного для Беларуси направления с запада на восток.

По словам Н. Верховца, в два раза увеличился объем перевозок грузов в Азербайджан, Болгарию и Словению, в полтора-два раза - в направлении Турции, стран севера Европы.

Уже второй месяц подряд отечественные автоперевозчики обеспечивают прирост объемов грузоперевозок на 2-3%. Но рынок оживает не очень охотно. Даже если двигаться такими темпами, то достичь уровня 2008 года к концу года текущего вряд ли удастся.

Из-за кризиса несколько сократилось количество игроков рынка автомобильных грузоперевозок. По информации Н. Верховца, на данный момент в Беларуси зарегистрировано около 9.000 грузовых транспортных средств, что соответствует уровню 2008 года. Однако некоторые индивидуальные предприниматели перерегистрировались в юридические лица, а потом объединились с другими юрлицами. Кроме того, многие перевозчики, завязанные на работе с Россией, решили зарегистрироваться в Смоленской области.

Для того чтобы каким-то образом оказать поддержку отечественным автоперевозчикам, в последнее время государство приняло ряд решений для улучшения условий их работы. Удалось максимально уменьшить цену на транспортные средства для белорусских покупателей, снижен и налог на приобретение транспорта.

В бюджете следующего года могут быть предусмотрены некоторые преференции по налогооблагаемой базе, возможно, будут приняты какие-то льготы и преференции при регистрации транспортных средств, формировании сельхозналога.

Важное значение в нормализации транзита товаров через территорию Беларуси имело решение повысить планку оценки товара, который должен подлежать конвоированию, с 50 тыс. USD до 60 тыс. EUR. Благодаря этому сейчас под конвоирование подпадают только 15-20% грузов. В основном это алкогольная, спиртосодержащая и другая продукция, подлежащая конвоированию согласно белорусскому законодательству. Не исключено, что конвоирование будет отменено совсем.

Для того чтобы облегчить транзит грузов по территории Беларуси, Государственный таможенный комитет (ГТК) подготовил проект указа президента "О свободе транзита". Он предусматривает обеспечение всех условий, чтобы перевозчик, заинтересованный в ускоренном перемещении груза, максимально быстро может пройти территорию нашей страны.

В скором времени ГТК может ввести процедуру электронного декларирования для транзитных грузов, аналогичную той системе, которая сегодня действует в отношении экспортных товаров. Она будет максимально соответствовать тем системам, которые сегодня работают в странах - соседях Беларуси.

Сейчас наблюдается стабилизация ситуации и в области грузоперевозок железнодорожным транспортом. Минтранс и Белорусская железная дорога предприняли некоторые шаги по переориентации объемов грузов, которые традиционно перевозились железнодорожным транспортом, минуя Беларусь. Так, железнодорожники, по словам Н. Верховца, решили несколько снизить тарифы на грузоперевозки, что помогло увеличить их объем и, как результат, размер полученной выручки.

Подписка на Все
21 сентября 2018
В ЕАЭС нужно внедрять и развивать механизм безбумажной торговли, заявил первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин на заседании объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в Минске в пятницу.
21 сентября 2018
Проект бюджета Беларуси на 2019 год рассчитан с учетом среднегодового курса доллара в 2,216 рубля.
21 сентября 2018
Международное рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз роста мировой экономики на 2019 год на 0,1 процентного пункта (п.п.) - до 3,1%.
21 сентября 2018
Владимир Путин предложил белорусскому коллеге обсудить и урегулировать вопросы и споры, возникшие у сторон в сфере сельского хозяйства и энергетике.
21 сентября 2018
Национальный банк Украины (НБУ) принял решение отказать белорусскому АО "Паритетбанк" в покупке 100% акций ПАО "Сбербанк"
21 сентября 2018
21 сентября на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи доллар продолжил падение.

Страницы