Май 21, 2018
Алесь ГЕРАСИМЕНКО
Олег ШЕПЕЛЮК

Институциональные инвесторы заявили, что осведомлены об экологических рисках обустройства водного пути Е40 и пока всерьез не рассматривают финансирование этого проекта.

Такой вывод можно сделать из переписки между институциональными инвесторами, экологическими организациями и бизнес-союзами (тексты писем есть в распоряжении «БР»). В частности, в Европейском инвестиционном банке (ЕИБ) отметили, что «знают о проекте E40, его сложностях и возможных экологических проблемах». В ЕИБ также сообщили, что проект находится на ранней стадии и пока не был представлен в банк. Если это произойдет, то он будет проходить процедуры экспертной оценки due diligence.

Об отсутствии четких планов поддержки Е40 сообщили представители Европейского банка реконструкции и развития. Там заверили, что в случае рассмотрения проекта он будет подвергнут стандартной процедуре независимого анализа и общественных консультаций.

По информации Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), они не планируют принимать участие в финансировании Е40 на белорусской территории. Согласно регламенту, IFC финансирует только проекты частных компаний, а в Беларуси вся речная и портовая инфраструктура находится в государственном ведении.

От имени Еврокомиссии

В перспективе сторонники водного пути Е40 хотели бы получить финансирование из фондов ЕС, однако, как следует из писем за подписью директора по инвестициям, инновационному и устойчивому транспорту Еврокомиссии Херальда Руйтерса, в Брюсселе весьма скептически оценивают такие перспективы. Сейчас основной европейский инструмент поддержки транспортной инфраструктуры — Connecting Europe Facility (CEF) — не может быть задействован для водного пути Е40, так как путь не включен в Трансъевропейскую транспортную сеть TEN-T и не соответствует IV классу судоходства на всем своем протяжении. Чтобы довести Е40 до IV класса судоходства только на территории Польши, необходимо вложить более 10 млрд евро.

Еврокомиссия также хорошо осведомлена о том, что реки, формирующие водный путь Е40, — одни из последних в Европе, сохранившихся в более-менее естественном состоянии. Значительная их протяженность отнесена к объектам европейской сети Natura 2000 и находится под охраной ЕС.

Наконец, Еврокомиссия не приветствует проекты, которые направлены на отвлечение грузов с железнодорожного транспорта, в который в последние годы были вложены немалые средства из европейских фондов.

Обеспечить трафик по Е40 предполагается за счет перехвата грузов преимущественно с железных дорог.

Угрозы: вижу не вижу

Напомним, в Беларуси планами обустроить водный путь Е40 обеспокоились как экологи, так и бизнес-союзы. Последние увидели в проекте не только экологические угрозы, но и высокие инвестиционные риски (см. «БР», № 13 от 7 апреля). Любопытно, что руководство Минтранса, а также вице-премьер Анатолий Калинин, курирующий транспортную отрасль, не видят в Е40 особых угроз.

«Уверен, что ничего не пострадает и никто не пострадает. Это все надуманные, необоснованные решения и заявления», — прокомментировал корреспонденту «БР» 9 февраля на полях итоговой коллегии Минтранса Анатолий Калинин опасения общественности по поводу возможного строительства Е40.

Со своей стороны, министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак высказал мнение, что сейчас речной транспорт страны испытывает экономические трудности лишь потому, что пригодные к перевозке внутренним водным путем грузы доставляются железной дорогой по тарифам ниже себестоимости. Если бы БелЖД перевозила грузы хотя бы по себестоимости, то «наш водный транспорт со своими баржами процветал бы».

В Минтрансе также не считают экологической угрозой доставку нефтепродуктов по белорусским рекам. Согласно планам, первые две нефтеналивные баржи, построенные за счет средств инновационного фонда, должны начать перевозку дизтоплива Мозырского НПЗ по Припяти и Днепру уже в этом месяце.

Подписка на водный путь Е40 + водный транспорт + Припять + Евросоюз
25 июля 2018
Президент США думает предотвратить торговую войну.
19 июля 2018
Сторонники водного пути Е40 предложили включить его в проект водной стратегии на период до 2030 года, чем в очередной раз вызвали негодование представителей деловой и экологической общественности
16 июля 2018
Сайт должен исправить пользовательское соглашение
09 июля 2018
Безвизовый режим для поездок украинцев в страны Шенгенского соглашения введен год назад. Украинские и европейские источники приводят статистику наиболее популярных направлений и количества нарушений визового режима.

Страницы