Июнь 28, 2017
Алесь ПОЛЕССКИЙ

Бизнесмены в регионах бьют тревогу: на местных рынках демпингуют предприниматели из Узбекистана. 

Вынести проблему на обсуждение общественно-консультативного совета (ОКС) при Министерстве экономики предложило объединение «Перспектива». В своем обращении в министерство руководство «Перспективы» указывает на массовое открытие магазинов предпринимателями из Средней Азии, применяющими серые схемы продаж и нарушающими правила добросовестной конкуренции. Цены на товары в таких магазинах в два-четыре раза ниже, чем в других объектах розничной торговли. Белорусские бизнесмены жалуются на резкий отток клиентов, многие оказались на грани разорения.

«Перспектива» просила пригласить на заседание ОКС предпринимателей из регионов, представителей местных властей, а также заинтересованные министерства и ведомства. В Минэкономики призыв услышали и включили вопрос в повестку заседания рабочей группы при ОКС, которое запланировано на 26 июня.

Чем не угодил Махмуд?

В этом году во многих районных центрах, преимущественно в Гомельской области, открылись торговые магазины площадью 100—400 кв. м. Они предложили покупателям товары легкой промышленности по крайне низким ценам. Так, в Речице распахнул двери магазин «Нишон», в Чечерске — «Тюбетейка». Аналогичный магазин в Петрикове разместился на арендованных площадях местного универмага.

Значительная разница в ценах на товары в этих магазинах и у местных торговцев закономерно обвалила продажи последних. Например, «Тюбетейка» открылась в Чечерске только в конце мая, а уже в первой декаде июня предприниматели города обратились в бизнес-союз с коллективным обращением. Они утверждают, что их продажи упали на 70—80 %. Реализация продукции отечест­венных производителей (Mark Formelle, «Свiтанак», «8 Марта» и др.), которая и раньше была несколько дороже импортной, сейчас практически остановилась. Действительно, кто будет покупать брестские носки, пусть даже хорошего качества, за полтора рубля, если у заезжих гостей аналогичный товар можно приобрести за 50 копеек?

Можно предположить, что низкие цены — результат хорошо выстроенной логистики, оптимизации затрат и в целом талантливого менеджмента. Однако в РОО «Перспектива» утверждают, что на полках иностранных конкурентов представлены даже не узбекские, а в основном китайские товары, закупаемые оптом на московских рынках «Люблино» и «Садовод». Что касается оптимизации затрат, то она сводится к уклонению от уплаты налогов, а также к обходу технических регламентов.

По словам предпринимателей, в этих магазинах зачастую не выдают чеки. На товарах нет маркировки и информации об их составе, нет и сертификатов соответствия. В подтверждение своих слов возмущенные ипэшники забрасывают «Перспективу» десятками фотографий с товарами без установленной маркировки.

Куда делись контролеры?

Предприниматели обвиняют в попустительстве местные власти и региональные органы технического надзора. В качестве примера РОО «Перспектива» опубликовало переписку жителя Речицы Антона Грищенко с Речицким зональным центром гигиены и эпидемио­логии.

Антон Грищенко приобрел в магазине «Нишон» детское белье, на ярлыке которого не было информации о составе ткани. Позже знакомые сказали ему, что такое белье ребенку носить нельзя, поскольку оно синтетическое. Покупатель обратился к главному врачу Речицкого центра с вопросами: «Не могли бы вы мне помочь и разъяснить, можно ли носить такие трусики детям? Если нет, то почему такие товары свободно продаются в магазине?»

В ответном письме главный санитарный врач Речицкого района Виктор Поднесенский обратил внимание на то, что указ от 16.10.2009 № 510 запрещает проводить проверки организаций и индивидуальных предпринимателей в течение двух лет со дня их государственной регистрации, а субъект хозяйствования, которому принадлежит магазин «Нишон», зарегистрирован 7 февраля 2017 года. В письме также сообщается, что с данным юрлицом проведена разъяснительная работа в части соблюдения требований законодательства при реализации непродовольственной группы товаров и что ему указано «на необходимость ужесточить производственный контроль».

На сайте РОО «Перспектива» данная переписка опубликована под эмоциональным заголовком «Это как называется вообще?!». Там же приводятся недавние слова председателя Госстандарта Виктора Назаренко о том, что он не допустит проникновения опасной продукции на рынок страны. Кроме того, бизнес-объединение предложило посетителям сайта самим определить, ответил ли контролер на вопросы гражданина.

Все по-честному

В комментарии для БелаПАН директор речицкого магазина «Нишон» заявил, что местные предприниматели выдвигают против него ложные обвинения, поскольку ощущают сильную конкуренцию: «Это просто ложь, они все врут. Мы работаем как положено: у нас есть кассовые аппараты, терминалы завтра же будут устанавливать. У меня все растаможено, в Беларуси растаможку делаю, все сертификаты имеются. Товары из Узбекистана, Бишкека, России, есть из Турции. Да, я продаю по очень низким ценам. Я им конкуренцию создаю. Они продают футболки или кофты по 8 руб., а я — по 5 или 7 руб. Я много не имею, мне остаются копейки, но для меня этого достаточно. Зато людям хорошо».

Контрольная закупка

Автор этих строк посетил один из таких магазинов в Петрикове, который арендует площади в местном универмаге. Выбор представленных на полке товаров впечатлил: покупателям предлагается разнообразная продукция — от одежды до постельных принадлежностей. Еще больше удивили цены: они действительно в два-три раза ниже, чем в других объектах розничной торговли. Неудивительно, что в магазине был наплыв посетителей — местные жители с неподдельным интересом изу­чали товар.

В итоге мой выбор пал на банное полотенце за 8 руб. К слову, несколько месяцев назад в одном из белорусских гипермаркетов изделие такого типа и размера я приобрел за 20 руб. Подхожу к кассе. Женщина-продавец, видимо, из местных жителей, обслуживает очередь, состоящую из нескольких покупателей. Рядом в углу сидит человек азиатской внешности и наблюдает за торговлей.

Выясняется, что рассчитаться банковской карточкой нельзя, так как терминала нет. Оплачиваю покупку наличными. Кассовый чек не выдают…

Местные предприниматели, торгующие на рынке, эмоционально поделились наболевшим с «БР». «Нас приучили продавать товары со всей документацией. Если мы работаем «по белому», то, конечно, не можем конкурировать по цене с теми, кто руководствуется другими правилами. При этом мы платим налоги, и у нас есть семьи, которые мы должны кормить», — сказала предпринимательница Татьяна. По ее словам, местные бизнесмены уже не раз обращались к властям с жалобами по этому вопросу.

В отделе экономики Петриковского райисполкома также отсылают к нормам указа № 510, запрещающим проверки в течение двух лет. Магазин в Петрикове принадлежит ООО «Ката Даромад», зарегистрированному нынешней зимой и, к слову, «прописанному» в Минском районе, рассказала «БР» начальник отдела Елена Леончик.

По ее словам, представители областной структуры Госстандарта совместно с работниками исполкома все-таки посетили магазин в рамках мониторинга и действительно выявили нарушения: отсутствовали сертификаты происхождения товара, на одежде не было ярлыков с наименованием продукции и составом ткани. Теперь контролеры готовят предписание, в соответствии с которым субъекту хозяйствования придется устранить нарушения.

Связаться с Камилджоном Камаловым, который, согласно Торговому реестру, является представителем фирмы «Ката Даромад», редакции так и не удалось: вызываемый абонент был постоянно недоступен.

 

 

Материал опубликован в №24 газеты "Белорусы и рынок" 24 июня 2017 года. Оформить подписку

Подписка на Перспектива + ИП + торговля
15 июня 2018
Соответствующее постановление принято Советом министров
13 июня 2018
На заседании общественно-консультативного совета при министерстве рассматривалось предложение Евроопта.
12 июня 2018
Будет проведено выборочное статистическое обследование.
11 июня 2018
​Если мы пойдем по пути расширения крупных торговых сетей, то можно считать, что риторика о развитии малого и среднего предпринимательства является обманной и не соответствует реальной государственной политике.
21 мая 2018
Контейнеры планируется маркировать пломбами с GPS.
02 мая 2018
Торгующие на вещевых рынках предприниматели критикуют отечественного производителя за скудный ассортимент и неготовность работать с отсрочкой платежа. Если стратегия не изменится, фабрики и дальше будут терять внутренний рынок и уступать его зарубежным конкурентам.

Страницы