Ноябрь 16, 2015
Оксана ЯНОВСКАЯ

Первый в Беларуси договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности (НЦИС) 23 января 2006 года. В 2007-м НЦИС зарегистрировал четыре договора франчайзинга, на начало 2009-го их было уже 49, еще через год — 135. В 2015 год Беларусь вступила, имея более 180 договоров. Более половины всех франшиз представлены в розничной торговле, остальные — в сфере оказания услуг населению (образовательных, оздоровительных, гостиничных, туристических и др.).

Есть и успешные примеры построения белорусских франчайзинговых сетей за рубежом. В основном это франшизы производителей, которые таким образом выстраивают фирменную торговую сеть для своего бренда. Признанным лидером национальной франшизы за рубежом является «Милавица».

 

Большая часть всех зарегистрированных договоров заключена белорусскими франчайзерами с белорусскими франчайзи. Нередко национальная франшиза удобнее иностранной, считает председатель ассоциации «Бел­франчайзинг» Ольга Леонтьева: и бренд более узнаваемый, и поддержка со стороны франчайзера может быть большей, а расходы — меньшими.

Что касается общей суммы расходов потенциального франчайзи, то она зависит от того, какую франшизу он намерен приоб­рести. Разумеется, расходы увеличивают известность бренда, вид осуществляемой деятельности.

Например, для открытия пиццерии международной сети нужно 100 тыс. долларов США плюс вступительный взнос в размере 15 тыс. долларов. Затраты на открытие магазина белорусской одежды составят от 10 до 25 тыс. долларов в эквиваленте, при этом вступительный и маркетинговый взносы платить не нужно.

В дальнейшем за право продавать пиццу известного бренда придется платить 4,5 % от оборота. В магазине белорусской одежды другая схема распределения доходов франчайзера и франчайзи — 56:44. Окупаемость проекта, как заявляет франчайзер, от четырех месяцев.

Если недостаточно собственных средств, можно обратиться в банк. В линейке финансовых продуктов «Белгазпромбанка» предусмотрен кредит на приобретение франшизы. По словам заместителя начальника отдела продаж розничных продуктов ОАО«Белгазпромбанк» Антона Коротцова, кредит может получить заемщик, располагающий не менее 30 % собственных денежных средств, которые он готов инвестировать в приобретение франшизы. То есть для открытия брендовой пиццерии нужно иметь 34,5 тыс. долларов собственных средств, остальное можно получить в банке. Правда, для этого потенциальный кредитополучатель должен удовлетворять ряду критериев (опыт ведения хозяйственной деятельности, наличие договора с франчайзером, обеспечение кредита и др.).

Лучший вариант поиска партнеров — на выставках франчайзеров. Ближайшая из них состоится в Киеве в феврале 2016 года. Справиться о репутации потенциального партнера можно и нужно в ассоциации франчайзинга той страны, откуда родом франшиза.

Франчайзинг может прижиться и в Беларуси, считают иностранные эксперты, при­нявшие участие в международном форуме. «На протяжении последних трех лет я часто бываю в Беларуси, веду перего­воры с представителями предприятий по переработке говя­дины. Минск и Беларусь являются очень перспективными с точки зрения роста и развития международного франчайзинга», — уверен учредитель американской компании Rastelli foods group Энтони Растелли. Его предприятие занимается переработкой говядины, которая затем поставляется более чем в 80 стран мира. По его словам, активному развитию международного франчайзинга в нашей стране мешает отсутствие информации о ней за рубежом. Свою задачу Энтони Растелли видит в том, чтобы «наладить в Беларуси производство достойного уровня и сделать так, чтобы американские франчайзеры знали, что здесь качество продукции и сервиса будет на таком же уровне, как в США и Европе, и не боялись приходить на белорусский рынок».

Справка «БР»

СЛОВАРЬ ФРАНЧАЙЗИ

Вступительный (паушальный) взнос — первоначальная плата за получение лицензионного комплекса франшизы.

Роялти — периодические выплаты, производимые франчайзи франчайзеру (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, согласно договору), за использование комплекса переданных прав, а также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку, обучение и консалтинг.

Дополнительные платежи встречаются не во всех договорах, осуществляются разово или периодически, используются, как правило, на маркетинговую деятельность или на закупку оборудования.

Стандартный франчайзинг — право на открытие одной франчайзинговой точки на территории, определенной сторонами.

Мастер­франшиза — приобретение эксклюзивного права на развитие данной франшизы в определенном регионе.

Подписка на Все
18 августа 2018
Александр Лукашенко при назначении нового руководства правительства и ряда министерств объяснил кажущиеся жесткими кадровые решения после посещения Оршанского района.
18 августа 2018
Александр Лукашенко сменил руководство правительства. Новым главой Совмина стал Сергей Румас.
18 августа 2018
После повышения минимальная зарплата в Венесуэле составит около 30 долларов в эквиваленте.
18 августа 2018
Зависимость российского рубля от цен на нефть стала слабее, а гибкость обменного курса поддерживает способность России снижать эффект от внешних ударов.
18 августа 2018
Россельхознадзор проведет инспекцию белорусских предприятий-производителей яблок и томатов открытого и защищенного грунта.
17 августа 2018
Грузоперевозки транспортных предприятий Беларуси в январе-июле увеличились на 5%.

Страницы