Ноябрь 16, 2015
Оксана ЯНОВСКАЯ

Первый в Беларуси договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности (НЦИС) 23 января 2006 года. В 2007-м НЦИС зарегистрировал четыре договора франчайзинга, на начало 2009-го их было уже 49, еще через год — 135. В 2015 год Беларусь вступила, имея более 180 договоров. Более половины всех франшиз представлены в розничной торговле, остальные — в сфере оказания услуг населению (образовательных, оздоровительных, гостиничных, туристических и др.).

Есть и успешные примеры построения белорусских франчайзинговых сетей за рубежом. В основном это франшизы производителей, которые таким образом выстраивают фирменную торговую сеть для своего бренда. Признанным лидером национальной франшизы за рубежом является «Милавица».

 

Большая часть всех зарегистрированных договоров заключена белорусскими франчайзерами с белорусскими франчайзи. Нередко национальная франшиза удобнее иностранной, считает председатель ассоциации «Бел­франчайзинг» Ольга Леонтьева: и бренд более узнаваемый, и поддержка со стороны франчайзера может быть большей, а расходы — меньшими.

Что касается общей суммы расходов потенциального франчайзи, то она зависит от того, какую франшизу он намерен приоб­рести. Разумеется, расходы увеличивают известность бренда, вид осуществляемой деятельности.

Например, для открытия пиццерии международной сети нужно 100 тыс. долларов США плюс вступительный взнос в размере 15 тыс. долларов. Затраты на открытие магазина белорусской одежды составят от 10 до 25 тыс. долларов в эквиваленте, при этом вступительный и маркетинговый взносы платить не нужно.

В дальнейшем за право продавать пиццу известного бренда придется платить 4,5 % от оборота. В магазине белорусской одежды другая схема распределения доходов франчайзера и франчайзи — 56:44. Окупаемость проекта, как заявляет франчайзер, от четырех месяцев.

Если недостаточно собственных средств, можно обратиться в банк. В линейке финансовых продуктов «Белгазпромбанка» предусмотрен кредит на приобретение франшизы. По словам заместителя начальника отдела продаж розничных продуктов ОАО«Белгазпромбанк» Антона Коротцова, кредит может получить заемщик, располагающий не менее 30 % собственных денежных средств, которые он готов инвестировать в приобретение франшизы. То есть для открытия брендовой пиццерии нужно иметь 34,5 тыс. долларов собственных средств, остальное можно получить в банке. Правда, для этого потенциальный кредитополучатель должен удовлетворять ряду критериев (опыт ведения хозяйственной деятельности, наличие договора с франчайзером, обеспечение кредита и др.).

Лучший вариант поиска партнеров — на выставках франчайзеров. Ближайшая из них состоится в Киеве в феврале 2016 года. Справиться о репутации потенциального партнера можно и нужно в ассоциации франчайзинга той страны, откуда родом франшиза.

Франчайзинг может прижиться и в Беларуси, считают иностранные эксперты, при­нявшие участие в международном форуме. «На протяжении последних трех лет я часто бываю в Беларуси, веду перего­воры с представителями предприятий по переработке говя­дины. Минск и Беларусь являются очень перспективными с точки зрения роста и развития международного франчайзинга», — уверен учредитель американской компании Rastelli foods group Энтони Растелли. Его предприятие занимается переработкой говядины, которая затем поставляется более чем в 80 стран мира. По его словам, активному развитию международного франчайзинга в нашей стране мешает отсутствие информации о ней за рубежом. Свою задачу Энтони Растелли видит в том, чтобы «наладить в Беларуси производство достойного уровня и сделать так, чтобы американские франчайзеры знали, что здесь качество продукции и сервиса будет на таком же уровне, как в США и Европе, и не боялись приходить на белорусский рынок».

Справка «БР»

СЛОВАРЬ ФРАНЧАЙЗИ

Вступительный (паушальный) взнос — первоначальная плата за получение лицензионного комплекса франшизы.

Роялти — периодические выплаты, производимые франчайзи франчайзеру (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, согласно договору), за использование комплекса переданных прав, а также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку, обучение и консалтинг.

Дополнительные платежи встречаются не во всех договорах, осуществляются разово или периодически, используются, как правило, на маркетинговую деятельность или на закупку оборудования.

Стандартный франчайзинг — право на открытие одной франчайзинговой точки на территории, определенной сторонами.

Мастер­франшиза — приобретение эксклюзивного права на развитие данной франшизы в определенном регионе.

Подписка на Все
26 сентября 2017
Компания получила пять звезд в категории «Крупные региональные авиакомпании» от пассажирской ассоциации APEX
26 сентября 2017
В августе рабочего место лишились 94,4 тыс. человек, а было принято на работу 86,8 тыс.
26 сентября 2017
Основанием станет неисполнение закона о персональных данных
26 сентября 2017
Долги в рублях снижаются. За июль общая задолженность юридических лиц по кредитам в национальной валюте увеличилась на 1,6 %, до 8729,7 млн руб. На долю госкомпаний приходится 53,1 % от общего объема задолженности по кредитам. За июль они погасили свои долги на 0,7 %, а частные предприятия увеличили на 4,3 %.
26 сентября 2017
Беогидрометцентр ожидает их по востоку страны 27 сентября.

Страницы