Август 30, 2017
Алена ЯКОВЕНКО

Фестиваль фантастики, фэнтези, комиксов и компьютерных игр UNICON и I выставка игровой индустрии GameExpo пройдут 1—3 сентября в Футбольном манеже в Минске.

Проект UNICON появился благодаря инициативе столичного школьника, который задался целью объединить любителей фантастики в одном месте. Первые конвенты проводились в ночном клубе «Центр», культурно­-образовательном центре «ЦЭХ», ДК МАЗ. Организаторы старались охватить максимально широкий спектр отвечающих тематике мероприятий. По мере роста популярности у фестиваля появилась возможность привлекать спикеров из соседних стран.

Ожившие персонажи

Нынешняя программа конвента обещает быть по-настоящему насыщенной. Отдельного внимания заслуживает состязание косплееров. Косплей — это хобби, предполагающее создание образов известных персонажей и представление их публике в ходе театрализованного действа. Участники конкурса смогут продефилировать в причудливых нарядах, а жюри определит лучшие из них.

Косплей требует большого количества навыков и может поспособствовать даже освоению новой профессии. «Работая над копией вещи, исторические реконструкторы могут использовать архивные документы, нанести визит в музей, в котором хранится оригинальная работа, — поясняет организатор конвента Галина Вашкевич. — Косплееры часто воссоздают то, чего никогда не было в реальности. То, что достигается возможностями компьютерной графики, трудно представить в овеществленном формате. Если это образ киногероя, не всегда просто определить, какими средствами располагали сотрудники киностудии для достижения необходимого эффекта».

Подобно историческим реконструкторам косплееры объединяются в группы — косбэнды. Участники таких сообществ не только сами шьют реквизит, но и организуют представления по мотивам того или иного медиапродукта. На изготовление одного костюма может уйти от двух дней до двух лет. Затраты могут достигать 2 тыс. долларов и более.

«Задача косплеера — воспроизвести максимально точную копию костюма героя, — продолжает Галина Вашкевич. — Есть высокотехнологичные костюмы, в них задействовано много электроники. Иногда используются такие дорогие материалы, как мех. Из-за трудоемкости обработки металла, кожи сложны в исполнении костюмы по мотивам сериала «Игра престолов».

Источником вдохновения для косплееров чаще всего становятся герои компьютерных игр. Впрочем, в 2015 году на фестивале было представлено косплей-шоу по мотивам книги «Космоолухи: до, между, после» белоруски Ольги Громыко.

Говоря о способах монетизации этой деятельности, Галина Вашкевич отметила, что, как любое хобби, косплей может приносить доход, правда, несистемный: «В мировой практике встречаются случаи, когда кинокомпании приглашают косплееров на свои премьеры. Есть и обратные примеры. Американская кинокомпания Disney не поддерживает идею присутствия косплееров на своих премьерах. Так, в Москве проживает известный косплеер — заядлый фанат Джека Воробья. Он приобрел даже костюм дублера на киностудии, а аксессуары заказывал у тех самых мастеров, работы которых фигурировали на экране. Тем не менее в присутствии на московской премьере фильма ему отказали, сославшись на категоричную позицию Disney по этому вопросу. Некоторые косплееры зарабатывают на фотосъемках и стримах, кто-то продает свои костюмы. Разработчики компью­терных игр на презентациях собственных продуктов задействуют косплееров для привлечения внимания посетителей».

Фантастика: глубокое погружение

В программе фестиваля предусмотрен и конкурс фантастических рассказов. Победителей определят в следующих номинациях: «Наилучший литературный язык и стиль», «Самый «психологичный рассказ», «Наиболее атмосферное произведение, заставляющее полностью погрузиться в вымышленные обстоятельства и миры».

«Каждый год нам присылают два или три очень сильных рассказа, которые вполне могли бы быть опубликованными в таких известных российских журналах, как «Уральский следопыт», «Полдень XXI век», или в сборниках фантастических рассказов издательства «Эксмо», — считает куратор литературного конкурса Александр Змушко. — Рассказы написаны в самых разнообразных жанрах и их подвидах: антиутопия, приключенческое фэнтези, «твердая» научная фантастика и др.».

Тексты победителей публикуются на российском портале фантастика.рф. Изначально организаторы планировали собрать средства на издание альманаха с помощью краудфандинга, но, скептически оценив потенциальные итоги кампании, отказались от этой затеи.

Помимо того, в рамках конвента пройдет конкурс рисунков, комиксов, фотокосплея, фанфильмов и крафтовых аксессуаров.

Специальные гости конференции: Алексей Пехов с соавторами Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой, тандем украинских писателей-фантастов Олди (Олег Ладыженский и Дмитрий Громов), Ольга Громыко в сопровождении художниц Дарьи Матрешиной и Екатерины Гаевской, рисовавших арт-бук по «Космоолухам».

На фестивале состоится презентация дипломного проекта выпускницы ВГИК Екатерины Краснер. Это своего рода аллюзия на вселенную «Гарри Поттера» — магический мир, преломленный сквозь российскую действительность.

Фанаты американского кинорежиссера, мультипликатора и писателя Тима Бертона, создавшего такие шедевры, как «Эдвард Руки-Ножницы», «Труп невесты», «Сонная лощина», проведут лекцию по кукольной съемке. Известный российский комиксист (художник, рисующий комиксы) Евгений Яковлев проведет мастер-класс «Создание персонажа в комиксах». На фестивале будет организована и Аллея авторов, которая даст возможность иллюстраторам, создателям комиксов, писателям представить свою продукцию широкой аудитории. Всего в рамках фестиваля пройдет более двадцати мероприятий.

Публику нужно мотивировать

Говоря о специфике организации подобных мероприятий в Беларуси, Галина Вашкевич отметила: «В Америке и Европе организаторам достаточно разместить лаконичное объявление о сборе конвента, и толпы фанатов будут за час до начала подпирать дверь, готовые заплатить любые деньги, чтобы окунуться в эту атмосферу. Местную публику нужно дополнительно мотивировать. В западной культуре конвенты обычно имеют формат автограф-сессии с конкретным автором. Мы не можем привезти топовых писателей и актеров, потому что это очень дорого. Масштабные фестивали вроде Сomic-Con проводятся при содействии большого количества партнеров, чем мы похвастаться не можем. Между тем появляются новые конвенты схожей направленности, и, возможно, в скором времени будет проще взаимодействовать как со зрителем, так и с инвесторами».

Квесты, квизы и «настолки»

На рынке развлечений популярность набирают квесты. За последние пять лет в Беларуси открылось несколько крупных компаний, занимающихся организацией подобных игр. Некоторые фирмы приобретают франшизы на право пользования сценариями, другие заказывают материал напрямую у писателей.

Особенно широко в Беларуси представлены квест-рум. Они могут специализироваться на перформансах, хоррор-квестах, квестах с использованием атрибутов виртуальной реальности, экшен-квестах и лабиринтах. Всех их объединяет то, что действие происходит в определенном помещении, имеющем различные локации, которые отвечают тематике игры. По данным сайта о квестах extrareality.by в Минске насчитывается 69 квестов такого формата, еще 10 должны открыться до конца августа.

Особый интерес представляют живые квесты. Задача игроков — вжиться в предлагаемую ведущим роль и, придерживаясь общего сюжета, максимально реализоваться в образе. Такие игры не привязаны к конкретному месту и могут проводиться везде.

Городские квесты предполагают передвижение участников по заданному маршруту. В определенных точках игроки могут находить указания, касающиеся дальнейших действий.

В рамках Game Expo пройдут живые квесты от двух ведущих компаний («Квестория» и «Империя Квестов») в этой области. Агентство приключений The BEST Quest проведет городской квест. Всего в рамках выставки будет организовано 14 игр.

Не менее популярным способом проведения досуга являются квизы. Это своего рода викторины, которые организуются в барах и ночных клубах. Каждая команда обладает набором отличительных атрибутов: названием, девизом, деталями костюмов.

«Квизы бывают широко- и узкотематическими, относящимися к определенной сфере жизни, — рассказывает ведущий викторины Town Quiz на Game Expo Тимур Колос. — Обычно я стараюсь вместить в одну викторину совершенно разные вопросы, чтобы каждый нащупал тему, в которой разбирается. Данный формат интересен живым общением, которое создает дух соревнования».

По-прежнему актуальны настольные игры

На выставке новинки представят как крупные участники рынка, так и молодые компании. «Интерес к настольным играм растет, — констатирует основатель независимого проекта «Ламповая Лавка» Артур Федоров. — Время от времени торговые центры, кафетерии проводят соревнования по настольным играм. Другое дело, что нет должной информационной поддержки, платформ, на которых анонсировались бы новинки. Блогеры не заинтересованы в раскручивании этого направления. Между тем нам не хватает отечественных разработчиков настольных игр. Переводчиков достаточно, а создателей оригинальных продуктов мало».

На первом месте — компьютерные игры

Центральное место на рынке развлечений занимают компьютерные игры. В рамках выставки пройдет двухдневный турнир по Hearthstone. Это коллекционная карточная игра — фэнтези-вселенная, в которой есть орки, волшебники, рыцари и драконы.

«Несмотря на то что данная игра имеет низкий уровень вхождения и поддерживается фактически всеми устройствами, она не так проста, как кажется, — рассказывает организатор турнира Роман Фернандо. — Для хорошего результата необходимы большие временные инвестиции, наигровка».

Турнир открытый и бесплатный. Принять участие в нем смогут те, кто успеет зарегистрироваться на сайте «Экспофорума» или в группе «ВКонтакте» hscafeminskopen (план приема — 64 заявки).

В рамках выставки пройдет чемпионат по компьютерным рукопашным боям в дисциплинах ARMS, Street Fighter V и Mortal Kombat X.

В программе есть все, о чем могут мечтать любители интеллектуального отдыха: марафоны, чемпионаты, турниры, более 200 настольных игр на выбор. Кроме того, гостей будут ждать геймхакатоны для будущих разработчиков и начинающих айтишников, познавательные семинары, посвященные игровой индустрии.

Подписка на UNICON + GameExpo + фантастика + игровая индустрия