Сентябрь 19, 2017
аналитик Либерального клуба Вадим МОЖЕЙКО

Новые технологии упрощают обучение и контроль за ним. Тем не менее важно учитывать и тренд демократического образования. 

Среднее образование всегда будет важной темой не только для родителей и государства, но и для бизнеса: как правило, оно задает тон новому поколению на рынке труда. От организации учебного процесса в школе в немалой степени зависит, каким будет это новое поколение: свободомыслящим и привычным к новым технологиям или зашоренным и закрепощенным. С новыми технологиями дело в белорусском образовании налаживается, а вот со свободой — пока не очень.

Развитию электронных инструментов в отечественной системе образования способствует осуществляемый сейчас переход портала Минобразования на Республиканскую облачную платформу beCloud. Это значит, что инфраструктуру цифровых решений и облачных сервисов для образования теперь будут обеспечивать не чиновники, а профильные специалисты из beCloud, использующие современные инструменты генподрядчика — Huawei.

«Перенос портала Министерства образования на облачную платформу — хороший пример применения новых технологий в деятельности государственных органов», — считает директор ООО «Бел Хуавэй Технолоджис» Пань Юн. В плане технической эффективности это действительно так. Но что насчет эффективности образовательной?

«Портал — наиболее видимая часть тех изменений, которые мы предпринимаем, чтобы сделать образование цифровым», и эти шаги «ведут к созданию Национальной облачной образовательной платформы», уверен генеральный директор beCloud Сергей Поблагуев. Впрочем, для школьников, их родителей и учителей наиболее видимой частью являются все же элек­тронные дневники. Они связаны с журналом, заполняются автоматически, родители могут просматривать их на интернет-портале. Как рассказал директор главного информа­ционно-аналитического центра Минобразования Павел Лис, система уже работает более чем в 2000 школ и позволяет родителям заниматься «ненавязчивым мониторингом».

Электронный документооборот в школах поможет не только избежать манипуляций в духе «забыл дневник дома», но и собирать большие данные (big data) для анализа: текущая статистика по школам аккумулируется оперативно и подробно. Как следствие, администрация может быстро выявить проблемы в системе, наладить обратную связь и все точечно исправить. Впрочем, для использования таких продвинутых инструментов в госуправлении мало собрать статистику — ее надо проанализировать и сделать правильные выводы, а для Беларуси это, скорее, будущий этап.

К сожалению, пока можно прийти к выводу, что внедрение элементов электронной образовательной системы в белорусских школах — это в большей степени продолжение общей логики усиления контроля за средним образованием. Данный контроль может принимать самые разные формы, например силовые: на Республиканском педсовете президент призывал главу МВД подключать милицию для помощи учителям. Или визуальные, а именно введение школьной формы, чтобы дети были одинаковыми, привыкали не выделяться. Так и цифровые технологии: они внедряются, скорее, в виде нового инструмента контроля, пусть и ненавязчивого, но зато неотвратимого.

Сам по себе контроль не плох и не хорош. Вопрос в том, каков его контекст — собственно формат учебного процесса. Между тем сегодня в мире набирает популярность нечто прямо противоположное усилению контроля — тренд школьного демократического образования. Оно базируется на ответственной свободе выбора учеников: список предметов формируется школьником индивидуально (что заодно дает детям опыт социальной коммуникации в разновоз­растных группах, как это потом и бывает во взрослой жизни), а не автоматически на основе возраста. Иерархический принцип организации школьной жизни сменяется совместным управлением, к которому подключаются и учителя, и ученики, и родители. Вместо традиционных взглядов на историю с позиции интересов государства делается акцент на правах человека в контексте глобализации.

Все это, безусловно, пока очень далеко от белорусского школьного образования, и было бы наивно верить, будто система может быть глобально и оперативно реформирована в данном направлении. Тем не менее нужно все-таки стремиться развивать школьную демократию, а не контроль.

Подписка на образование + школа
28 августа 2017
Изучение рынка бизнес-­образования, и в частности анализ итогов приемной кампании вузов, позволяет говорить о дальнейшем обострении конкуренции на рынке экономического и бизнес­-образования (в сегменте высшего образования).
24 августа 2017
Президент считает, что в школе не хватает дисциплины и дресс-кода
24 августа 2017
Президент Беларуси потребовал, чтобы учителя не жаловались на низкую зарплату в следующем году.
24 августа 2017
Такая норма может появиться в контрактаx
23 августа 2017
Президент будет участвовать в пленарном заседании Республиканского педагогического совета.

Страницы