Август 20, 2018
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Беларусь предлагает ввести ответственность стран ЕАЭС за невыполнение  обязательств. Независимые эксперты полагают, что участники союза, в том числе наша страна, попросту не готовы к полноформатному выполнению соглашений.

Об инициативе нашей страны по усилению ответственности в рамках интеграционного образования на неделе сообщил первый заместитель министра экономики Дмитрий Крутой, выступая на конференции «Евразийский экономический союз: стратегия дальнейшего развития».

«Нужно оперативно и аде­кватно реагировать на проблемы, которые были вскрыты за время функционирования союза, и пересматривать нашу нормативную правовую базу, в том числе в рамках предстоящей серьезной корректировки базового договора, с тем чтобы за нарушения.

обязательств в рамках ЕАЭС государства-члены несли уже реальную, может быть, даже материальную ответственность, как это предусмотрено у наших западных соседей, в том же Евросоюзе, где конкретные страны наказываются вполне конкретным евро», — цитирует БЕЛТА Дмитрия Крутого.

По словам спикера, Беларусь готова рассматривать и обсуждать предложение по укреплению полномочий наднациональных органов, в первую очередь Евразийской экономической комиссии, чтобы у нее были реальные механизмы влиять на выполнение госу­дарствами-членами своих обязательств. Работу в этом направлении Беларусь готова вести во время своего председательства в органах ЕАЭС в 2020 году. Программа председательства уже формируется, белорусская сторона намерена максимально учесть в ней все проблемы союза.

Пока же под видом ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер на внутренних товарных рынках продолжают применяться нетарифные ограничения. Постоянными стали ограничения при проведении госзакупок, хотя ранее мера позиционировалась как исключительная и временная (максимум на два года). Из общего регулирования выпали ключевые виды услуг: передача электроэнергии и международные автомобильные перевозки. Единое техническое регулирование функционирует не в полной мере, по ряду ключевых товаров признаются исключительно национальные документы об оценке соответствия, не унифицированы стандарты и методики, нет трансграничного механизма привлечения к ответственности за поставку товаров с фиктивными сертификатами, констатировал Дмитрий Крутой.

Замминистра заверил, что Беларусь, как страна с экспортно ориентированной и открытой экономикой, заинтересована в свободном движении товаров и услуг в рамках союза. По экспертным оценкам, устранение только нетарифных барьеров увеличило бы внутренний товарооборот в ЕАЭС примерно на 23 %. В том числе поставки Беларуси в Казахстан выросли бы на 70 %, а в целом ВВП нашей страны увеличился бы почти на 3 %.

Где обещанный рост? В свое время некоторые идеологи Таможенного союза, например советник российского президента Сергей Глазьев, называли Беларусь едва ли не основным бенефициаром интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Именно нашей стране сулили самый весомый прирост ВВП среди всех стран — участниц ТС. Однако вскоре после образования в 2010 году общего таможенного пространства Беларусь накрыла череда экономических кризисов.

Не все оказалось гладко с поставками товаров и услуг российским потребителям. По многим позициям доля отечественных компаний на российском рынке снизилась. Понесли они потери и на внутреннем рынке: с 2010 по 2017 год их доля в розничном товарообороте по продовольственным товарам снизилась на 4 п. п., до 79 %, по непродовольственным — на 21,3 п. п., до 37,2 %. В значительной степени отечественные товары были замещены импортом из России.

В разных весовых категориях. По мнению главы Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, при прочих равных условиях в интеграционных образованиях выигрывает страна, обладающая бóльшими ресурсами (природными, финансовыми, людскими). Тезис подтвержден опытом ЕС, где основным бенефициаром интеграции стала Германия. В Евразийском экономическом союзе очевидным ядром является Россия, у нее и конкурентные преимущества. Если не будут оговорены предельные доли на рынках, в уставных фондах предприятий, то произойдут экономический захват нашей страны, поглощение и ассимиляция.

«Сегодня Россия — сверхкапиталистическая страна, в которой 10 % населения принадлежит 85 % богатств. Если мы полностью откроем свое экономическое пространство, то подобная структура экономики будет и в Беларуси, причем не белорусы будут хозяевами 85 % активов», — полагает собеседник.

По мнению Виктора Маргелова, дисбаланс систем и экономических интересов объясняет то, что в Беларуси и России действуют около 80 нормативных правовых актов, противоречащих союзным соглашениям. Прежде чем двигаться дальше в интеграционном процессе, не мешало бы определиться с моделью сотрудничества. Для этого нужен широкий экспертный диалог. Одной из площадок для дискуссии обещает стать профильная конференция, проведение которой экспертное сообщество запланировало на октябрь.

Почетный председатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей обратил внимание на то, что изъятия из общего рынка ЕАЭС коснулись энергетических товаров. Данное обстоятельство сильно искажает конкурентные условия на едином рынке, поскольку у белорусских компаний издержки оказались выше. Сильным ударом для нашей экономики становится изменение правил игры на рынке нефти и нефтепродуктов, что не было предусмотрено на этапе подписания интеграционных документов.

«В условиях нереформированности белорусской экономики, технической отсталости предприятий наша продукция будет неконкурентоспособной. Боюсь, мы не готовы к снятию всех барьеров, чтобы работать в условиях единого рынка», — резюмировал эксперт.

Tags: 

Подписка на ЕАЭС
28 августа 2018
Евразийская экономическая комиссия завершила создание информационной и правовой базы единого рынка лекарств ЕАЭС.
24 августа 2018
Пошлины на ввозимые на рынок Евразийского экономического союза новые автомобили будут снижены до 17%.
10 августа 2018
Александр Лукашенко упрекает Россию в недобросовестной конкуренции и невыполнении обязательств в рамках Евразийского экономического союза.
27 июля 2018
В Санкт-Петербурге прошло заседание межправительственного совета объединения.
27 июля 2018
Межправительственный совет объединения также коснется тем цифрового развития и импортозамещения.
23 июля 2018
Это произошло во время телефонного разговора сегодня.

Страницы