Август 28, 2017
Татьяна ЗАЙКОВСКАЯ, начальник отдела маркетинга Института бизнеса и менедж­мента технологий БГУ

Изучение рынка бизнес­-образования, и в частности анализ итогов приемной кампании вузов, позволяет говорить о дальнейшем обострении конкуренции на рынке экономического и бизнес-­образования (в сегменте высшего образования).

Частники переориентируются

Белорусские частные вузы, специализирующиеся на программах бизнес-образования, сдают позиции: они проигрывают в борьбе за студентов государственным вузам и вынуждены проводить переориентацию. Эта тенденция отмечается уже не первый год, но особенно ярко она проявилась в ходе приемной кампании 2017 года.

Частные вузы прекращают набор на специальности, которые у них из года в год не пользуются спросом. Так, в 2017 году Международный гуманитарно-экономический институт вообще отказался от набора на специальности профиля «управление» и «экономика» на очную и заочную формы обучения. Институт парламентаризма и предпринимательства набирает только на заочную (специальность «бизнес-администрирование») и заочную сокращенную («экономика на предприятии», «финансы и кредит») формы обучения. При этом они стремятся расширить перечень специальностей за счет наиболее популярных сегодня направлений: бизнес-администри­рования, правоведческих и лингвистических специальностей, IT-специальностей.

Например, очень поддержало частные вузы изменение правил поступления на правоведческие специальности: теперь для этого необходимо проходить централизованное тестирование не по математике, а по иностранному языку. Абитуриенты рассматривают данный экзамен как более легкий, что повысило их интерес к правоведческим специальностям.

Набирают популярность программы подготовки специалистов IT-сектора. Так, Международный университет «МИТСО», который всегда предлагал специальности экономического и правоведческого профиля, в 2017 году начинает подготовку по специальности «информационные системы и технологии».

Даже если частные вузы не отказываются от экономических специальностей, то сокращают набор (в среднем 20—25 человек на специальность), хотя в прежние годы они заявляли до 100 человек. Впрочем, и такие скромные планы выполняются не всегда: в этом году наблюдался недобор на бизнес-специальности практически во всех частных вузах. Недобор студентов на специальности бизнес-управления наблюдается и в некоторых государственных учреждениях образования, но в меньшей степени.

Сознательный выбор

Стоимость обучения больше не является для абитуриентов основным критерием выбора места учебы. Они не стремятся получить «хоть какой-нибудь» диплом, наоборот, им важен бренд вуза. Это еще один тренд — рост ответственного и осознанного выбора вуза абитуриентами. Если еще лет пять назад 15 % участников анкетирования, проводимого нашим институтом среди студентов, указывали, что получают высшее образование, так как это нужно их родителям, то теперь таковых не более 0,6 %.

Сегодня абитуриенты намного осведомленнее: благодаря Интернету они знают многие вузы и специальности, которые предлагают учреждения образования, особенности обучения в них. Абитуриенты не слишком доверяют рекламе, сами ищут информацию во Всемирной паутине, в том числе в соцсетях, предпочитают узнавать характеристику вуза из первых рук — от тех, кто уже учится или окончил альма-матер.

Конкуренция за белорусских студентов возрастает: на нашем рынке все более активно проявляют себя иностранные вузы, в том числе из стран Евросоюза — Польши, Чехии и даже Германии. Показательно, что на ежегодной выставке «Образование и карьера», проходившей в феврале в Минске, значительно увеличилось количество представленных вузов и стран. Впервые презентовал себя лучший экономический вуз Чехии — Высшая школа экономики в Праге, а также Назарбаев Университет — первый в Казахстане университет, осуществляющий деятельность в соответствии с международными академическими стандартами, предлагающий программы бизнес-управления (а также многие другие) на английском языке. Присутствовал даже престижный российский МГИМО. У названных учреждений образования нет проблем с набором студентов, но они хотят видеть в своих рядах только лучших абитуриентов и ищут их по всему миру. Полагаю, в 2018 году список стран и университетов — участников выставки будет еще шире.

Учиться за границу

В свою очередь, наши старшеклассники проявляют огромный интерес к зарубежным вузам. В Беларуси количество граждан, получающих образование за границей, превышает 35 тыс. человек, или 0,37 % населения, а, например, в соседней Польше — около 48 тыс. человек, или всего 0,12 % населения, численность которого, напомню, в четыре раза больше, чем в Беларуси. В дальнейшем количество желающих получить образование за границей будет только увеличиваться. Недавние опросы общественного мнения показали, что доля белорусов, которые при наличии возможности хотели бы отправить детей учиться за границу, очень велика и составляет 42,5 %.

Активнее всего белорусские абитуриенты уезжают в вузы соседних стран — РФ, Польши и Литвы. Если российские учреждения образования предлагают в основном схожие с белорусскими условия поступления и программы обучения, то вузы Польши, Чехии имеют оригинальные и очень интересные программы.

На сегодняшний день только в Польше ежегодно получают образование более 5 тыс. белорусов и по данному показателю занимают в этой стране второе место (первое — украинцы). Привлекательность Польши объясняется не только тем, что это ближайшая к нам страна — член ЕС, схожая по языку и менталитету. С 2014 года польские власти ведут активную работу по привлечению студентов из-за границы: новый закон об иностранных гражданах увеличил срок разрешения на временное пребывание иностранных студентов с одного года до трех лет (ранее разрешение нужно было ежегодно продлевать). Кроме того, студенты польских вузов имеют право работать без ограничений в период учебы. После получения диплома иностранные выпускники вправе работать в Польше без специального разрешения, а также могут заключать рабочие контракты с европейскими фирмами.

Расширить возможности

Как в условиях жесткой конкуренции заинтересовать абитуриента вузу, предлагающему экономические и управленческие специальности? Во-первых, расширить «ассортимент» специальностей: необходимо отказываться от подготовки ненужных рынку специальностей и предлагать новые, современные. Во-вторых, изменить компоненты обучения на более востребованные, например на новые дисциплины («цифровой маркетинг», «мобильные разработки» и др.). Один из таких вариантов качественного изменения — предложение программ обучения или хотя бы нескольких дисциплин на английском языке.

Специальности высшего образования, обучение на которых ведется полностью на английском языке, в последние годы стали появляться в белорусских вузах. Они дают еще одно преимущество — привлекательность для иностранных абитуриентов.

В-третьих, предлагать студентам возможности академического обмена, стажировок в зарубежных вузах, прохождения практики на лучших предприятиях, в том числе зарубежных. Многие сегодняшние студенты хотят начинать профессиональную деятельность и свой бизнес уже во время учебы, поэтому ценят опыт, который получают от практиков.

И наконец, постоянно улучшать качество обучения, внедряя современные образовательные технологии, включая интерактивные и проектные методы, электронное и смешанное обу­чение. Современные студенты уже не записывают термины на скучных, монотонных лекциях, как их родители, поскольку все это могут найти одним запросом в Интернете.

Материал опубликован в №32 газеты "Белорусы и рынок" от 26 августа 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на образование + ВУЗы
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.
21 ноября 2017
К середине XXI века экономика будет держаться на людях, которым присущи быстрая обучаемость, адаптивность и универсальность. Такие будут способны к эффективной самозанятости.
03 ноября 2017
Об этом на KEF-2017 сообщил председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк
24 августа 2017
Президент считает, что в школе не хватает дисциплины и дресс-кода
24 августа 2017
Президент Беларуси потребовал, чтобы учителя не жаловались на низкую зарплату в следующем году.
24 августа 2017
Такая норма может появиться в контрактаx

Страницы