Февраль 17, 2018
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Правительство разрабатывает Программу развития конкуренции и призывает компании более не рассчитывать на протекцию со стороны министерств и исполкомов.

«Ключевая задача МАРТ на этот год — разработка Программы развития конкуренции на среднесрочную перспективу. Она должна учитывать современные реалии экономического развития базовых отраслей экономики», — заявил 14 февраля на годовой коллегии МАРТ первый вице-премьер Василий Матюшевский.

Правительство поручило антимонопольному ведомству проанализировать отечественное законодательство и выявить нормы, ограничивающие конкуренцию. Кроме того, поручено разработать дорожные карты по развитию конкуренции для каждой отрасли. Такие меры рассматриваются как один из этапов реализации Программы социально-экономического развития Беларуси до 2020 года, нацеленной на повышение конкурентоспособности экономики.

Пока, по оценкам спикера, в Беларуси нет четкой системы оценки конкурентной среды. При этом многие компании продолжают уповать на протекцию со стороны госорганов.

В итоге административные барьеры сказываются на конечной цене для потребителя, стимулируя инфляцию.

«Необходимо научить наши предприятия конкурировать, а не использовать административный ресурс министерств или исполкомов. Местный и ведомственный протекционизм, директивное ограничение конкуренции, принятие государственными органами неконкретных решений должно быть искоренено», — убежден первый вице-премьер.

Спикер допустил ограничение конкуренции на отдельных товарных рынках в интересах национальной безопасности, назвав это скорее исключением, требующим взвешенного подхода и «более глубокого погружения».

Конкуренты обгоняют

Проблему недостаточной конкурентоспособности отечественных производителей признал министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович. С одной стороны, белорусские товары все еще преобладают в розничном обороте в стране. С другой — наши производители устойчиво теряют долю на внутреннем рынке. Если в 2010 году удельный вес отечественных товаров в рознице составлял 74 %, то в 2017-м — 64 %, в том числе по продовольствию сократился с 83 до 80,8 %.

«Причем конкурентами являются не китайские товары, а наши партнеры по ЕАЭС, в частности поставщики из России. Доля России в общем объеме импорта в 2017 году составляла 25 %. Причины роста просты: по ряду товарных групп цены у иностранных поставщиков ниже, качество не хуже, а порой и лучше, а условия, предлагаемые поставщиками по договорам, более приемлемы», — отметил министр.

Бой монополистам

Министерство антимонопольного регулирования и торговли намерено разработать тарифные и ценовые регламенты по каждой отрасли, сообщил Владимир Колтович. Работа в этом направлении уже началась: МАРТ известил все органы госуправления о том, что впредь материалы, выносимые на рассмотрение комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования, будут приниматься исходя из новых методик.

Правда, пока министр вынужден констатировать, что в Беларуси нет оцифрованной тарифной тетради даже на среднесрочный период. Это не позволяет хозяйствующим субъектам планировать свою деятельность, а инвесторам рассчитывать возможности. Нет системы обоснованных экономических расчетов по установлению тарифов и цен ни для естественных монополий, ни для предприятий, занимающих доминирующее положение.

«В результате мы имеем солидный прирост цен, который ничем не оправдан. Он обеспечивается лишь грамотностью тех лиц, которые готовят аналитические материалы», — посетовал Владимир Колтович.

В прошлом году Беларусь смогла выйти на рекордно низкий уровень инфляции, однако, по мнению министра, этот год будет более сложным в части удержания цен.

По словам спикера, министерству трудно своими силами разработать систему научного обоснования цен, поэтому МАРТ инициирует создание НИИ тарифной политики и цен на базе одного из действующих институтов. На первых порах МАРТ намерен решать задачу совместно с профильными министерствами и Государственным комитетом по науке и технологиям. В частности, при поддержке ГКНТ и БГУ разработана методика по установлению минимальных цен на алкоголь.

Несмотря на относительно короткий период работы в обновленном статусе (полтора года), новый антимонопольный орган состоялся, считают в правительстве. Для полноценной работы созданы правовые условия, в том числе принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». МАРТ инициировал ряд нормативных правовых актов, которые способствовали либерализации условий хозяйствования в стране.

По словам Владимира Колтовича, в прошлом году министерство рассмотрело 314 обращений, касающихся антимонопольного законодательства, и выявило 56 нарушений. Сейчас в стране формируются практики и антимонопольная культура, в том числе вводятся новые институты мягкого права — предупреждение и предостережение.

Либерализацию продолжат

Развитие конкуренции регулятор связывает с дальнейшей либерализацией ретейла. МАРТ призывает местные власти содействовать раскрепощению деловой инициативы на местах. То, насколько широко облисполкомы распространят действие указа № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» в регионах, станет индикатором желания властей либерализовать экономические отношения, отметил глава МАРТ.

Министр высказался за отказ от доведения до областей показателей по розничному товарообороту, сравнив практику с пережитком времен СССР. Исполнение показателей создает много шума и имитацию бурной деятельности на местах, притом что в реальности решения чиновников не могут повлиять на покупательскую активность населения.

Госзакупки скорректируют. МАРТ намерен добиваться изменений законодательства о госзакупках, которые запретили бы пересматривать цену контракта, установленную по результатам конкурса, сообщил Владимир Колтович.

Сейчас практика такова, что компании выходят на конкурс с нереально низкой ценой, выигрывают его, а затем инициируют существенное повышение стоимости товаров или услуг.

Кроме того, проблемой стало то, что до 70 % госзакупок происходят из одного источника, то есть вне конкурентной борьбы. В итоге создается почва для коррупции, а бюджет, по оценкам МАРТ, переплачивает до 20—25 % стоимости.

Министерство работает над созданием единой автоматизированной системы госзакупок, которая будет увязана с казначейством. В планах также разработка специализированного портала.

Как посетовал Владимир Колтович, пока предложения МАРТ по реформированию системы госзакупок при, казалось бы, очевидной потребности скорректировать правила игры не находят понимания во многих отраслевых министерствах. Тем не менее регулятор полон решимости провести подобные изменения в жизнь.

Подписка на конкуренция + МАРТ + антимонопольное регулирование
12 сентября 2018
Беларусь и Россия создадут экспертный совет по вопросам развития конкуренции на значимых рынках.
10 сентября 2018
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси запросило у коммерческих банков информацию, которая позволит оценить масштабы нарушений антимонопольного законодательства в сфере кредитования корпоративных клиентов.
05 сентября 2018
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси собирается исключить из сферы естественных монополий стационарную и почтовую связь.
21 августа 2018
По результатам проведения комиссией МАРТ антимонопольных расследований факты нарушения антимонопольного законодательства устанавливаются в 25% случаев.
04 августа 2018
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси разрабатывает механизмы сдерживания роста сезонных цен, в том числе на плодоовощную продукцию.
03 августа 2018
3 августа в Беларуси вступает в силу новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".

Страницы