Дамоклов меч над честным бизнесом
Чиновники обещают конкретизировать многие расплывчатые нормы указа № 488, но пока не готовы снять бремя ответственности с контрагентов компаний, признанных лжепредпринимательскими.
Контролирующие органы сделали шаг навстречу бизнесу и предложили проект новой редакции одного из наиболее проблемных актов законодательства — указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
Нормы проекта, безусловно, лучше нынешних. Признаки лжепредпринимательской деятельности конкретизированы, в том числе уточнены требования к первичным документам сделок, более строгой станет процедура формирования списка провинившихся компаний. Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. На наш взгляд, таким дьяволом может стать перспектива судебного признания сделок с лжепредпринимательскими структурами недействительными.
Можно представить ситуацию, когда сотрудники УДФР добьются от предпринимателя признания в незаконных действиях, на основании чего суд вынесет решение о недействительности определенного перечня накладных. Причем на этом этапе контрагенты сделок к рассмотрению дела не подключаются. В итоге они получат заключение контролирующих органов в духе «заплати, или мы к тебе придем и найдем еще больше грехов». То есть добросовестные предприниматели столкнутся с той же проблемой, что и сейчас.
Судебной практике хорошо известны и другие примеры признания сделок недействительными, которые не нашли отражения в представленном проекте. На слуху случай, когда таможня на дороге в Минской области арестовала фуру с яблоками, ехавшую в Витебск. После нескольких заседаний суд принял сторону контролеров на основании того, что адресом разгрузки значилось помещение, в которое физически невозможно было выгрузить яблоки. Хотя фрукты можно перегрузить на мелкий транспорт и сразу развезти по магазинам.
Впору задаться вопросом: зачем создан портал vat.gov.by для обработки электронных счетов-фактур? Получается, что МНС подтвердило сделку, в том числе с помощью электронной цифровой подписи, а потом начинается разговор о том, что сделка недействительна. Как можно удерживать налог с нереальной сделки, да еще дважды?
Раз уж мы вносим данные накладных в электронный реестр, то эти первичные документы надо выводить из категории бланков строгой отчетности (к слову, такое требование есть в Национальной платформе бизнеса). Вот куда надо двигать реформу, тем более что нигде в мире нет такого, чтобы за оформление бумажной накладной была предусмотрена повышенная ответственность и при этом данные обрабатывались в электронной форме.
Словом, несмотря на определенные подвижки, пока рано говорить, что проект новой редакции указа № 488 решит накопившиеся проблемы. Вокруг этого документа сломано немало копий, и создается впечатление, что чиновники уже вышли на последнюю линию обороны — дальше на пересмотр правил они вряд ли пойдут. Мешают фискальные интересы. Президент требует обеспечить наполнение бюджета, а указ № 488 — один из инструментов для достижения этой цели.
