Ноябрь 21, 2017
Надежда КОВШ

Похоже, лобби университетов берет верх, ведь именно им достанется эта часть рынка бизнес-­образования.

 

Минэкономики подготовило проект изменений в постановление Совмина от 31 августа 2015 года № 734 «Об утверждении Концепции формирования и развития системы бизнес-образования и плана мероприятий по ее реализации». Как сообщает пресс-служба министерства, проект прошел процедуру общественных слушаний и внесен на рассмотрение правительства.

В обосновании изменений разработчики поясняют, что в соответствии с новыми подходами Минобразования, одобренными правительством, из действующей Концепции исключены положения, предусматривающие право коммерческих бизнес-школ реализовывать образовательные программы переподготовки по специальности «деловое администрирование», к которым относятся программы МВА.

Государственные университеты хотят заработать

По мнению генерального директора Бизнес-школы ИПМ Павла Дайнеко, лоббируются интересы государственных образовательных учреждений, которые хотят добиться монополии на рынке и фактически преграждают дорогу частному бизнесу.

«Наша бизнес-школа не боится конкуренции, наоборот, мы смогли добиться упрощения условий лицензирования. На рынке появились новые игроки, и это правильно, ведь при монополии неизбежно ухудшается качество и повышается стоимость обучения», — отметил глава Бизнес-школы ИПМ в интервью «БР».

Напомним, Концепцией предусмотрено, что к 2020 году в стране должны функционировать 25 бизнес-школ. При этом до сих пор участники рынка жалуются на то, что в Беларуси очень трудно получить лицензию на открытие бизнес-школы и пройти аккредитацию. Мол, если не упростить процедуры, то на рынке не только не появятся новые игроки, но и уйдут некоторые действующие школы. Похоже, к этим аргументам регулятор не прислушался. Если нынешняя редакция Концепции содержит пункт, предполагающий упрощение лицензирования, то новая — уже нет.

Директор за партой

В новой редакции Концепции появилось положение о создании Секторального совета квалификаций в области бизнес-управления при Минэкономики. По мнению авторов проекта, совет поспособствует разработке профессиональных стандартов должностей, связанных с выполнением функций управления коммерческими организациями.

Выходит, что руководители коммерческих организаций будут должны подтвердить свою квалификацию и право на управление в соответствии с требованиями, разработанными Секторальным советом. Как известно, квалификация подтверждается соответствующими дипломами и сертификатами, но, по-видимому, многие руководители обнаружат, что им необходимо пройти дополнительное обучение, чтобы получить право занимать свою должность.

По мнению некоторых экспертов, введение таких стандартов — это создание искусственного спроса на обучение, в первую очередь по программам МВА. Если такие услуги будут предлагать только учреждения образования, а не бизнес-школы, то становится ясно, кому достанутся деньги будущих слушателей.

«Почему вопрос построения системы бизнес-образования решают чиновники, которые в этих вопросах не разбираются? Почему они не выносят свои предложения по реформированию на обсуждение в Совете по развитию предпринимательства, в который входят бизнесмены? Почему бизнесмены выброшены из процесса принятия решений?» — задается вопросами Павел Дайнеко.

Либерально настроенные представители сферы бизнес-­образования надеются на то, что профессиональные стандарты должностей все-таки будут носить рекомендательный характер. Если же они станут обязательными, то в Беларуси сложится уникальная ситуация: государство будет самостоятельно решать, позволить руководителю управлять коммерческой организацией или нет.

За МВА поедут за рубеж

Создается впечатление, что инициаторы изменений не учитывают межстрановую конкуренцию на рынке бизнес-образования. Получить нужные компетенции и «корочки» белорусы могут не только в своей стране, но и, например, в России, Литве, Украине. Бизнес-школы наших соседей предлагают современные и весьма привлекательные программы обучения, располагают именитыми тренерами и при этом зачастую предлагают обучение по более низким, чем в Беларуси, расценкам. Для многих менеджеров часовой перелет в Москву или двухчасовая поездка на поезде в Вильнюс — приемлемый вариант посещения курсов, особенно если есть перспектива получить европейский сертификат МВА.

Кое-что положительное

К позитивным изменениям опрошенные «БР» эксперты отнесли уточнения отдельных положений Концепции в части упоминания игроков рынка бизнес-образования и их профессиональных ассоциаций. Авторы проекта поясняют: это сделано для того, чтобы «не допустить возможных инсинуаций разработчиков Концепции в ангажированности».

Есть надежда, что комплексная корректировка постановления № 734 позволит устранить ранее высказанные замечания профессионального сообщества и ускорить реформу системы бизнес-образования. Правда, с последним может выйти заминка, ведь упразднение или ограничение конкуренции, например, в сегменте МВА и отказ от упрощения входа на рынок едва ли уместно назвать ускорением реформы. К тому же полузакрытая разработка изменений Концепции плохо стыкуется с плюрализмом взглядов и интересов.

Подписка на Бизнес-образование + реформа бизнес-образования + МБА + бизнес-школы
17 июля 2017
Давать профильные знания на начальных курсах нет смысла, поскольку слишком быстро меняется рынок труда.
19 февраля 2017
Отечественные преподаватели почти не занимаются серьезными исследованиями и в основном пересказывают то, что почерпнули из книг западных авторов. Это вызывает справедливые нарекания по поводу «вторичности» и несвежести лекций.
19 февраля 2017
Успех бизнес­образования будет зависеть от того, удастся ли предприятиям и бизнес­школам наладить тесную связь между собой. Такое мнение в интервью «БР» высказал председатель Ассоциации бизнес­образования, директор Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ (ИБМТ БГУ) Владимир АПАНАСОВИЧ.