Декабрь 04, 2017
Галина ЯШЕВА, доктор экономических наук

Белорусским регионам следует определиться со специализацией, чтобы создать конкурентоспособные промышленные кластеры.

Концепция умной специализации (smart specialisation) взята за основу инновационного развития регионов Евросоюза. Подход сформулирован Европейской комиссией и предполагает укрепление конкурентных преимуществ на базе исторических и экономических особенностей тех или иных территорий. Задача — выбрать ограниченное количество наиболее перспективных направлений, чтобы на них сосредоточить инвестиции и добиться максимального экономического эффекта.

Умная специализация сочетает промышленную, инновационную и образовательную политику, определяет их базовые элементы, которые обязательно нацелены на ускорение экономического роста. Ключевое отличие умной специализации от традиционной промышленной и инновационной политики — наличие интерактивного процесса, в рамках которого частный сектор занят поиском перспективных ниш, а правительство поддерживает наиболее перспективных субъектов хозяйствования. Формирование региональных кластеров на основе концепции умной специализации будет способствовать устойчивому экономическому развитию регионов, устранению территориальных дисбалансов по труду и заработной плате, сокращению оттока трудовых ресурсов, росту доходов населения.

Традиционные подходы к инновационному развитию и повышению конкурентоспособности, ориентированные на наращивание только материальных активов, не соответствуют требованиям новой экономики знаний и должны дополняться кластерным подходом. По этой причине на протяжении последних 15 лет создание кластеров является одним из основных инструментов макроэкономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности как отдельных регионов, так и национальных экономик. Уже сейчас в некоторых странах в отраслевых кластерах сосредоточено до трети всех занятых, а производительность труда в среднем на 40 % выше, чем в остальных секторах экономики.

Как показывает опыт, кластерная модель способна эффективно стимулировать развитие регионов, поскольку согласовывает интересы различных субъектов бизнеса и государства, способствует установлению деловых контактов. Для успешного развития кластерам необходим комплекс условий, в том числе долгосрочное видение перспектив, продуманный сценарий реагирования на изменения потребительского спроса, наличие профессионального менеджмента и готовность бизнеса генерировать новые проекты.

На наш взгляд, становление кластеров в Беларуси пойдет быстрее, если придерживаться принципов умной специализации, как это делают в Европе. В основе должны быть поиск уникальных, инновационных направлений и объединение предприятий по отраслевому признаку. В таком случае кластеры будут способствовать устойчивому экономическому развитию регионов, устранению территориальных дисбалансов по труду и заработной плате, сокращению оттока трудовых ресурсов, росту доходов населения.

Стоит признать: пока Беларусь не смогла добиться значимых результатов в создании горизонтально интегрированных отраслевых формирований. В частности, не удалось создать нефтехимический кластер в Новополоцке, как это предполагала Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, и кластер для выпуска льнопродукции в Витебской области, что предусматривалось Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года.

Чтобы достигнуть реальных результатов, в нашей стране необходимо разработать и реализовать кластерную политику, направленную на формирование конкурентной среды, сетевого сотрудничества и государственно-­частного партнерства.

В соответствии с эмпирическими заключениями автора кластерного подхода Майкла Портера и институциональными условиями нашей страны оптимальным представляется построение новых интеграционных структур по принципу сверху вниз. Это означает, что инициатором формирования кластеров должно выступать государство, которое может использовать разнообразный инструментарий поддержки новых структур, в том числе финансирование кластерной инфраструктуры на условиях ГЧП через венчурные фонды, технопарки, центры кластерного развития, а также государственные гарантии банкам под инвестиционные проекты субъектов кластера.

Чтобы достичь максимального эффекта, поддержку инвестиционных проектов следует осуществлять на конкурсной основе. Значимыми стимулами для инвесторов в умные кластеры могут стать льготные кредиты, налоговые и другие льготы при условии участия бизнеса в образовательных процессах и научных исследованиях.

Подписка на кластеры + Промышленность 4.0
29 мая 2017
Четвертая промышленная революция пришла и в Беларусь. Отечественные предприятия еще могут вскочить на подножку уходящего поезда и застолбить за собой место в экономике будущего.