Июнь 19, 2018
Александра ВОТКОВИЧ

Бизнес-­сообщество считает, что корректировка налогового законодательства не должна ограничиться его упрощением, и готово предложить собственные варианты снижения фискальной нагрузки.

Многие из них были представлены на очередном съезде Белорусского союза налогоплательщиков (БСН).

«Во многом мы находим понимание в органах госуправления. Есть определенное продвижение к упрощению налогового администрирования, но налоговая нагрузка держит всех в постоянном напряжении, и ее сокращение постоянно относится в светлое будущее», — заявил, открывая съезд, председатель правления БСН Анатолий Труханович. По мнению членов союза, напряжение можно уменьшить не только за счет снижения ставок налогов, но и путем перераспределения налоговой базы.

Например, в Беларуси, как и в России, единая ставка составляет 13 %, а во многих странах, причем даже в тех, которые применяют прогрессивную шкалу с довольно высокими максимальными ставками, фактическое изъятие налога оказывается ниже этого уровня. Причина кроется в системе вычетов и льгот. В нынешнем году в Беларуси стандартный вычет при доходе в 620 руб. составляет всего 102 руб. в месяц, а на ребенка — и вовсе 30 руб. При этом бюджет прожиточного минимума на душу населения равняется 206,58 руб. Выходит, стандартный вычет у нас более чем вдвое меньше суммы, на которую, как считает государство, можно прожить. Для сравнения: в ЕС и США не облагаемый подоходным налогом минимум, как правило, не меньше прожиточного.

О какой социальной ориентированности государства можно говорить, если в Беларуси налог удерживают даже с самых низкооплачиваемых категорий работников, которых у нас около 150—180 тыс. человек, задался вопросом Анатолий Труханович. По его мнению, это серьезная проблема, причем не столько фискальная, сколько социальная. БСН предлагает установить стандартный вычет по подоходному налогу на уровне бюджета прожиточного минимума. Такую позицию разделяют и ученые Института экономики НАН Беларуси.

С тем, что в Беларуси налоговая система «обдирает низкодоходные слои населения», согласен и руководитель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. Он отметил, что это приводит к снижению покупательского спроса и оказывает негативное воздействие на результаты предпринимательской деятельности. Поэтому надо активно поддержать предложение БСН об увеличении стандартного налогового вычета до бюджета прожиточного минимума, уверен Владимир Карягин.

Зато такие предложения не встречают понимания в госорганах. Основной аргумент — отсутствие источников компенсации выпадающих доходов бюджета. Предложение деловой общественности компенсировать потери казны благодаря отмене некоторых неэффективных и необоснованных льгот и субсидий, в том числе для граждан, тоже пока не находят понимания. Хотя именно по такому пути идут все развитые и многие развивающиеся страны. Например, в Нидерландах, помимо высокого порога не облагаемого налогом минимума, применяется целый ряд вычетов, в том числе даже на содержание домашних животных.

Заметный социальный эффект могли бы дать и такие меры, как включение в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, расходов на лечение и обучение работников. Почему на затраты можно относить расходы на ремонт оборудования, причем в любом размере, а на «ремонт» работников введены серьезные ограничения, задался резонным вопросом председатель правления БСН.

По его мнению, нелогичны и ограничения, связанные с включением в затраты годовых премий и вознаграждений членам советов директоров, а также процентов по просроченным кредитам. Кажется, это понимают и законодатели. Поэтому, возможно, состав затрат, не учи­тываемых при налогообложении прибыли, в скором времени существенно изменится в пользу налогоплательщиков.

Сейчас ставится задача упростить налоговое администрирование, вернула делегатов съезда на землю замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая. Наиболее существенными из новшеств проекта Общей части Налогового кодекса она считает изменения, касающиеся штрафных санкций. Так, пеню планируется взимать только в размере, не превышающем сумму доначисленного налога. Будет введен низкорисковый подход к приостановлению операций по счетам: субъекту хозяйствования предусматривается отводить десять дней на доплату налогов. Еще одно важное нововведение — банковская гарантия либо залог имущества при налоговой задолженности, что позволит не приостанавливать операции по счетам на три месяца.

Применительно к Особенной части Налогового кодекса обсуждается увеличение критериев выручки для применения упрощенной системы налогообложения. Практически решен вопрос об установлении единой даты начисления выручки для бухгалтерского и налогового учета. Инвестиционный вычет по налогу на прибыль может быть продлен до трех лет, если у предприятия не хватило прибыли в том периоде, когда основные средства были введены в эксплуатацию.

Рассматриваются несколько вариантов снятия ограничений по вычетам НДС, в том числе для импортеров. Есть предложение полностью перейти на поквартальную уплату НДС. Правда, против такой нормы выступают экспортеры, которым придется дольше ждать принятия НДС к вычету.

К сожалению, пока не приходится рассчитывать на то, что будет принято одно из главных предложений бизнеса — отмена права местных Советов депутатов устанавливать повышающие коэффициенты к налогам на недвижимость и на землю, следовало из сказанного Эллой Селицкой. Имущественные налоги — важная доходная статья региональных бюджетов, и на ее резкое сокращение местные власти не согласны, пояснила замминистра. Есть вероятность, что коэффициенты будут снижены до 1,5—2, однако предприниматели сомневаются в том, что такая мера решит их проблемы, особенно в отношении объектов с длительным сроком окупаемости.

БСН предлагает ввести инвестиционный вычет по налогу на прибыль или на недвижимость (на выбор плательщика), хотя бы по производственным помещениям. Подобная практика есть в ряде стран, в том числе в России. Как и многие другие, это предложение упирается в желание властей сохранить нынешний уровень налоговых доходов бюджета. Так что основная борьба за снижение налоговой нагрузки развернется, вероятно, уже после выхода обновленного Налогового кодекса.

Подписка на налоговый кодекс + Налоговая реформа + налоги + Белорусский союз налогоплательщиков
14 сентября 2018
Акцизы на топливо предлагается снизить, реинвестирование прибыли — простимулировать, а ставки налогов — сохранить.
17 августа 2018
Подготовленный проект нового Налогового кодекса будет одобрен деловым сообществом, но с существенными замечаниями.
06 августа 2018
Новый Налоговый кодекс принес неприятные сюрпризы на финальном этапе согласования.
02 августа 2018
Ставки налогов в 2019 году предлагается проиндексировать на прогнозный индекс инфляции.
31 июля 2018
Особый порядок уплаты НДС для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на оптовых рынках стран ЕАЭС, может появиться в Беларуси.
23 июля 2018
Речь идет о доходах полученных от размещения белорусских ценных бумаг.

Страницы