Февраль 09, 2018
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

В Беларуси наказание зачастую не соответствует тяжести правонарушения, а добросовестные приобретатели все еще не чувствуют себя защищенными в правовом плане.

Свои предложения по изменению ситуации подготовили участники конференции «О предложениях по улучшению инвестиционных условий в Беларуси», организованной Белорусской научно-промышленной ассоциацией.

КоАП шлифуют и шлифуют

Спикеры констатировали, что за последние два года профильное законодательство претерпело значительную либерализацию. Из КоАП исключены некоторые составы правонарушений, снижены штрафные санкции, существенно уменьшилось количество статей, предусматривающих конфискацию. Тренд должен продолжиться с учетом развития принципа соразмерности наказания характеру правонарушения, совершенного субъектом хозяйствования, и наступившим последствиям. Напомним, этот принцип закреплен в декрете от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Пока ключевой проблемой КоАП остается именно несоразмерность наказания правонарушению и наступившим последствиям.

Нельзя не отметить, что КоАП — один из самых нестабильных документов. Только в 2016 году изменения в него вносились шесть раз. Это подтверждает, что некоторые нормы кодекса недостаточно проработаны, а потому требуют постоянной шлифовки.

Складывается впечатление, что инициаторы многих изменений не задумываются о последствиях глубоко, действуют по ситуации и, главное, забыли о том, что КоАП направлен на предупреждение административных правонарушений.

Суды как агенты налоговой

На конференции многие участники отмечали фискальную направленность не только решений административных органов, но и судов, что подтверждается многочисленными примерами из судебной практики. Это, пожалуй, самое страшное. Ведь зачастую и определенные статьи, и общие нормы КоАП предусматривают возможность применить предупреждение, тогда как на практике предприятия получают штрафы либо у них конфискуют имущество.

К тому же дела об административных правонарушениях рассматривают, кроме судов, еще 27 органов, а составлять протоколы вправе свыше 80 субъектов. Такая «раздробленность» приводит к отсутствию единообразной практики применения административной ответственности. Некоторые органы козыряют объемами взысканий как неким достижением. Зачастую по этому критерию их работу оценивают и вышестоящие инстанции.

Согласно данным, представленным на конференции, далеко не 100 % взысканий удается применить на основании судебных решений. Одна из причин: вердикты выносятся без учета финансового состояния и возможности субъекта уплатить штраф.

Купил — бойся

Несмотря на правовые гарантии, закрепленные ст. 13 и 44 Конституции, а также ст. 283 ГК, мы имеем серьезные проблемы с защитой прав добросовестных приобретателей. К сожалению, практика показывает, что защита права собственности добросовестного приобретателя государственного имущества не является догмой.

Отдельная проблема — защита права собственности при приватизации. Так, согласно ст. 29 закона «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», заключенные с нарушением законодательства сделки по приватизации являются ничтожными. На практике это означает, что любое, даже самое незначительное нарушение, в том числе по вине государственных органов, может привести к признанию нич­тожности таких сделок.

В белорусском законодательстве есть понятие национализации, однако ее процедура никак не урегулирована, поэтому зачастую экономические власти действуют исходя из «революцион­ной целесообразности».

Нормы требуют корректировки

Организаторы и участники конференции сформулировали рекомендации по реформированию законодательства. В частности, предложено разработать концепцию новой редакции КоАП и в качестве принципа административной ответственности включить неприкосновенность права собственности. Следовало бы отказаться от ответственности либо как минимум снизить ее размер за нарушения формального характера, а также, исходя из опыта других стран, установить разные размеры штрафов в зависимости от дохода нарушителей.

Предложено отменить государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимость. Это позволит исключить ущемление прав добросовестных приобретателей по формальным признакам.

В закон об инвестициях следует включить специальную норму, посвященную защите прав добросовестных приобретателей, а в судебной практике — добиться безусловной защиты прав добросовестных приобретателей государственного имущества.

Важно исключить случаи изъятия имущества с приданием обратной силы нормативным правовым актам, в том числе обеспечить гарантии необратимости приватизации. Основанием для признания приватизационной сделки ничтожной должны быть исключительно незаконные действия. Кроме того, эксперты настаивают на том, что законодательство должно допускать только специальную конфискацию имущества, которое изъято из оборота либо оборот которого ограничен.

Реализация этих и некоторых других мер позволит значительно улучшить деловую среду и ускорить привлечение инвестиций в страну.

Подписка на Право собственности + КОАП
14 декабря 2017
Они увязаны с пакетом документов о либерализации условий ведения бизнеса.
01 ноября 2017
Карающий меч опустится в первую очередь на товарищества собственников