Май 07, 2018
Олег ШЕПЕЛЮК

Найти компромисс между интересами регулярных и нерегулярных перевозчиков в ближайшее время намерен Совет по развитию предпринимательства. На его рассмотрение представлены два варианта решения проблемы.

 

Об этом «БР» рассказала член Совета, сопредседатель и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) Жанна Тарасевич. Пока, по ее словам, согласия по спорным позициям нет.

«Перед нами непростая задача. Мы видим определенный конфликт интересов между представителями секторов регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок. Сейчас пробуем найти компромисс, чтобы прежде всего сохранить конкурентную среду на пассажирском транспорте, что является обязательным условием для здорового развития отрасли», — сказала Жанна Тарасевич.

По ее словам, чтобы скорректировать законодательное поле, скорее всего, придется готовить декрет.

Два сценария — один компромисс. Оба сценария предполагают введение переходного периода (6—12 месяцев), в течение которого на рынок перевозок можно выходить вне конкурса.

Первый сценарий (в основе лежат предложения нерегулярных перевозчиков) предполагает полную отмену конкурсной системы распределения маршрутов и переход на уведомительный принцип. Предлагается установить двухлетний переходный период, в течение которого «нерегулярщики» могут работать по старым правилам.

Данный сценарий предполагает узаконить диспетчерские службы и возможность создания частных операторов. Кроме того, он предлагает разработать упрощенные условия открытия новых терминалов и авто­станций.

Второй сценарий опирается в основном на предложения регулярных перевозчиков и предусматривает разработку критериев конкурса, отвечающих нормам безопасности и современным требованиям к перевозке. Предлагается утвердить Положение об операторе маршрута, территориально разграничить сферу деятельности и методы финансирования, передать терминалы от перевозчика операторам маршрутов, урегулировать работу интернет-ресурсов по поиску попутчиков. В числе предложений внесение в КоАП нормы, позволяющей привлекать недобросовестных перевозчиков к ответственности по ст. 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность», усиление внеплановых проверок Минтрансом и некоторые другие нормы.

«Регулярщики» недовольны. Представители регулярных перевозчиков раскритиковали аналитическую записку, подготовленную рабочей группой Совета. Так, по мнению председателя правления РОО «Белорусский союз транспортников» Валерия Бородени, документ сосредоточен на интересах представителей бизнеса, тогда как думать надо прежде всего о пассажирах и их безопасности.

«Оба варианта с плюсами и минусами. Для тактического решения это правильно, но стратегически неверно. Сегодня всем частным перевозчикам есть возможность организоваться и начать оказывать большее влияние на этот рынок. Надо искать пути к тому, чтобы регулировать этот рынок эффективно и в центре стоял пассажир», — считает Валерий Бороденя.

В целом негативно оценивает аналитическую записку и председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров (АППП) Екатерина Станкевич. «Рассматривая ситуацию, мы забываем, что эти граждане (нерегулярные перевозчики. — Прим. ред.) двадцать лет нарушали закон. По мнению большинства участников рабочей группы, сейчас они хотят добиться очень легкого входа на рынок, что резко ухудшает положение добросовестных перевозчиков, уже работающих на нем», — полагает собеседница.

Представители регулярных перевозчиков настаивают на том, что существенные изменения не были внесены в закон. При этом более четко определено понятие нерегулярной перевозки, что позволяет выявить тех, кто, прикрываясь нерегулярной перевозкой, на самом деле осуществляет регулярную доставку пассажиров.

Екатерина Станкевич убеждена в том, что нельзя руководствоваться презумпцией добросовестности субъектов хозяйствования, поскольку с 2008 года многие перевозчики, работая в регулярном сообщении под видом нерегулярного, практически полностью уничтожили рынок регулярных перевозок.

«Они не соблюдали принцип добросовестности ни в сфере налогового законодательства в части приема наличных денежных средств, ни в части полноты отражения выручки от реализации услуг, ни законодательства в сфере транспортной деятельности, ни правил дорожного движения, ни норм закона, регулирующего добросовестность конкуренции», — настаивает Екатерина Станкевич.

По мнению главы АППП, конкурсный подход сделает данный рынок стабильным, а вложения инвестора — защищенными от недобросовестной конкуренции. Подобная разрешительная система применяется во всех развитых странах.

Напомним, в основе конфликта интересов вступление в силу 26 февраля изменений в закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Документ обязывает частных перевозчиков-«нерегулярщиков» соблюдать правила, которые действуют в отношении регулярных пассажирских перевозок: работать через вокзалы, уплачивать перронные сборы, иметь маршрут движения с согласованными остановочными пунктами, принимать участие в конкурсе на право осуществления перевозок, устанавливать системы навигации и др. Многие перевозчики, не желающие соблюдать эти правила, прекратили работу.

Подписка на Автомобильные перевозки + Бороденя + Станкевич + маршрутки
24 мая 2018
Более 100 перевозчиков перешли на работу в регулярном сообщении.
21 мая 2018
Ведомство подготовило проект соответствующего указа президента.
23 апреля 2018
Они продолжат работать на нынешних маршрутах без прохождения дополнительных процедур.
16 апреля 2018
Почти все высказываемые «маршрутчиками» претензии необоснованны.
31 марта 2018
До 23 апреля предложения по их урегулированию должна подготовить специально созданная рабочая группа.

Страницы