Октябрь 24, 2016
Алена ЯКОВЕНКО

Это 9/10 от общего объема производства ГП «Научно-­производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук (далее — НПЦ). 30 % идущей на экспорт продукции направляется в Европу, остальное — в Азию. Предприятие является признанным лидером на рынке беспилотной авиации не только в Беларуси, но и в странах СНГ.

В состав БАК входят от двух до пяти дронов, наземный пункт управления (стационарный, мобильный, переносной), средства связи и передачи данных, механизмы наземного обеспечения полета, запасные инструменты и принадлежности. Каждое изделие обязательно патентуется, что гарантирует сохранность авторских прав. Последние коллективные патенты получены на различные вариации автопилота.

Обгоняя программу

Именно НПЦ являлся основным исполнителем заданий государственной научно-технической программы «Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы и технологии их производства» (ГНТП «БАК и технологии») на 2011—2015 годы. Результатом реализации программы стали разработка и организация серийного выпуска не только непосредственно беспилотных авиационных комплексов, но и компонентов, необходимых для их оснащения. Так, сегодня до 65 % комплектующих для белорусских беспилотных летательных аппаратов (БЛА) производится на базе НПЦ. Из-за рубежа поставляются ноутбуки, уникальные оптические приборы, некоторые элементы бортового электропитания, авиационные двигатели, защищенные контейнеры.

 «Согласно госпрограмме, серийное изготовление БАК должно было начаться с 2015 года, — рассказывает директор НПЦ Юрий Яцына, — а мы начали поставки уже в 2013 году: спрос был очень велик. Наиболее затратные задания еще в разработке, поставки таких изделий намечены только на начало 2017 года. По малоразмерным аппаратам, дальность полета которых достигает 50—70 км, выполняем поставки уже давно. Основные заказчики — страны СНГ, Средней и Юго-Восточной Азии».

В этом году НПЦ уже заключил два контракта с Туркменистаном на общую сумму более полутора миллионов долларов США. Эта страна приобретает БЛА для полицейских служб с целью слежения за правопорядком и обстановкой в транспортных артериях, преду­преждения контрабанды, мониторинга массовых мероприятий и шествий.

«Международный рынок сегодня очень требовательный, поэтому, чтобы на него прорваться, необходимо очень серьезно поработать, показать, что твой продукт не только доступен по цене, но и надежен, — поясняет заместитель директора НПЦ по научной работе Александр Щавлев. — Если бы ситуация была некризисной и все развивалось равномерно, то можно было бы сделать более точный прогноз по поводу поставок. Ежегодно мы имеем минимум два зарубежных контракта. Беда в том, что спрос на энергоресурсы упал и страны, которые жили в основном за счет нефтяных доходов, сбавили потребительскую активность. Тем не менее сегодня уже наметились большие проекты с государствами, которые хотят приобретать по 10, 15, 20 комплексов. Если мы не будем стоять на месте, а реализуем все наши задумки, то объем поставок будет увеличиваться».

Курс на выгоду

Экономический эффект использования БЛА в различных отраслях очевиден. Например, если во время полевых сельскохозяйственных работ с помощью беспилотников проводить обработку, подкормку посевов и другие операции, то можно сэкономить до 30 млн долларов. Еще один пример: съемка беспилотным летательным аппаратом трассы газопровода для оценки его технической исправности обойдется примерно в 300 долларов за один самолето-вылет. Если заказать пилотируемый аппарат, сумма превысит 1000 долларов.

Экономия достигается за счет минимизации средств, затрачиваемых на содержание инфраструктуры: в данном случае не нужно строить аэродромы, дроны запускаются с руки или с помощью катапульты. Кроме того, не надо платить зарплату пилоту и расходовать средства на обеспечение его безопасности. Во многих случаях, когда условия работы опасны для жизни летчиков (например, при радиационном или химическом заражении), беспилотники и вовсе незаменимы. Наконец, отсутствие систем жизнеобеспечения экипажа позволяет значительно снизить вес летательного аппарата и благодаря этому разместить дополнительное оборудование (целевую нагрузку) или вооружение.

Подавляющее большинство отечественных беспилотников задействовано в МЧС. Дроны используются для оценки ущерба от пожаров, поиска браконьеров, отслеживания случаев незаконного самогоноварения в лесах, предупреждения нелегального пересечения границы в темное время суток и т. п.

Сейчас в мире участились случаи нападения пиратов на торговые корабли, поэтому весьма актуальной является задача охраны водных акваторий с использованием тактических БЛА, в том числе оснащенных специальной нагрузкой.

В поисках новых рынков сбыта разработчики стараются адаптировать аппараты для решения специфических задач. «Например, если большой беспилотный комп­лекс «Буревестник» изначально предназначался для мониторинга лесных пожаров и измерения уровня радиации, то сегодня его адаптируют для мониторинга популяций диких животных в заповедниках, обработки сельскохозяйственных угодий, а также для проверки готовности систем противовоздушной обороны, — рассказывает Александр Щавлев. — Мы предлагаем использовать наш аппарат для обучения операторов систем ПВО и стрелков-зенитчиков ПЗРК, ЗРК и ЗРС малой дальности. Машина может нести на борту различные мишени и специальную целевую нагрузку в виде отделяющегося самонаводящегося БЛА».

Уметь вертеться

От центров и институтов, входящих в состав Национальной академии наук, сегодня требуют работать так, чтобы только треть расходов покрывалась за счет бюджета, а остальное эти структуры зарабатывали самостоятельно — за счет продажи своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 года № 59 «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» все исследования должны быть нацелены на то, чтобы при переходе на выпуск конкретной продукции затрачивалось как можно меньше средств и времени на ее изготовление. К слову, уже на этапе фундаментальных исследований в разработки закладываются механизмы, обеспечивающие продукту спрос на рынке.

Конкурентоспособность потенциального продукта оценивают государственные экспертные комиссии. Если проект прошел проверку, то государство открывает финансирование. Все научно-технические проекты предполагают их окупаемость в течение трех лет после завершения НИОКР.n

Справка «БР»

Сегодня по объемам выпуска дронов лидируют США и Израиль. Что касается отечественных производителей, то среди них заметным игроком является частная компания «КБ «Индела». Серьезные наработки в этой области имеют наши авиаремонтные заводы и Военная академия Респуб­лики Беларусь. Ввиду того что академия не располагает необходимой производственной базой, ее партнерами при изготовлении опытных образцов БЛА выступают Научно­технический центр «ЛЭМТ» БелОМО (вопросы целевой нагрузки) и предприятие «НТЛаб­ИС» (навигационные системы).

Классификация БЛА весьма разнообразна. Так, по аэродинамической схеме выделяют самолеты, вертолеты, квадрокоптеры и дирижабли. По весу различают беспилотники классов: микро (до 10 кг, время полета — около часа, высота полета — до 1 км); мини (от 10 до 50 кг, время полета — несколько часов, высота — до 3—5 км); тактические (50—350 кг); средние, или миди (350—1000 кг, время полета — 10—12 ч, высота — до 9—10 км); тяжелые (от 1 т, время полета — 24 ч и более, высота — до 20 км).

В Беларуси производят все перечисленные модификации, за исключением тяжелых. Понятно, что цена БЛА зависит от его размера. Например, цена тяжелого беспилотника колеблется в пределах от 1 млн до 3 млн долларов США.

Подписка на Все
18 августа 2018
Александр Лукашенко при назначении нового руководства правительства и ряда министерств объяснил кажущиеся жесткими кадровые решения после посещения Оршанского района.
18 августа 2018
Александр Лукашенко сменил руководство правительства. Новым главой Совмина стал Сергей Румас.
18 августа 2018
После повышения минимальная зарплата в Венесуэле составит около 30 долларов в эквиваленте.
18 августа 2018
Зависимость российского рубля от цен на нефть стала слабее, а гибкость обменного курса поддерживает способность России снижать эффект от внешних ударов.
18 августа 2018
Россельхознадзор проведет инспекцию белорусских предприятий-производителей яблок и томатов открытого и защищенного грунта.
17 августа 2018
Грузоперевозки транспортных предприятий Беларуси в январе-июле увеличились на 5%.

Страницы