Май 18, 2015
Василий ЯДЧЕНКО

«Сегодня каждый из вас поставит себе цель», — одна из первых фраз, сказанных юным российским миллионером Аязом Шабутдиновым перед белорусской аудиторией в более чем 1100 человек, собравшейся в КЗ «Минск».

С виду все напоминало тренинг по достижению успеха, которых проводится десятками и сотнями по всей стране. Существенное отличие в том, что 23-летний Аяз Шабутдинов два года назад достиг своей цели. Сейчас принадлежащий ему холдинг Like оценивается в 20 млн долларов США, а его чистая прибыль в 2014 году составила 31 513 000 рос. руб. В группу компаний входят 22 бренда, среди них: Like Hostel — сеть хостелов, Coffee Like — сеть кофеен формата «кофе с собой», Noble and Like — IT-проект, Like beauty — салоны красоты, Like travel — туристическая компания и др.

Аяз приехал в Минск, чтобы выбрать себе сотрудников и партнеров для организации бизнеса в Беларуси. «Сегодня мы отберем 100 человек, которые пойдут с нами дальше, — сказал он. — Под это мы выделили 12 млн 600 тыс. российских рублей инвестиций, это чуть больше 200 тыс. долларов. Наша задача — освоить весь этот бюджет. Больше всего мы переживаем за то, что будет не в кого инвестировать. Сейчас у многих в голове бизнес выглядит примерно так: простенький интернет-магазин, где чуть дешевле купил, чуть дороже продал. В такие истории мы не готовы инвестировать».

Лесоповал, лимонад и Porsche.

В Интернете можно прочесть скептические комментарии в адрес Аяза. Дескать, все достижения «на папины деньги», а большинство работ для него делают «папины тети и дяди», поскольку в его возрасте добиться такого успеха «ну никак» нельзя.

Без родительских денег на самом деле не обошлось: в 14 лет Аяз организовал отдел подарков-розыгрышей, заняв у родителей небольшую сумму, которую вернул в первый же месяц самостоятельной работы.

Позже он сам помог родителям, на новый уровень выведя их убыточный бизнес по производству лимонада. По словам Аяза, он наделал много ошибок, но без них не обходится ни один бизнес. Нелегко было и руководить сотрудниками вдвое старше него: все предложения встречались «в штыки». Зато после этого «лучше всего получается ставить цель и достигать ее, ломая все стены, проходя через препятствия, принимая сильные решения, когда ты не можешь не делать, когда любая проблема становится просто процессом приложенных усилий».

Сейчас господин Шабутдинов разъезжает на Porsche с откидным верхом, вспоминая, как валил лес на соседних с заключенными делянках. По его словам, эта изнуряющая работа стала бесценной для понимания того, что означает «впахивать». Очень пригодился опыт общения с представителями «мест не столь отдаленных». Конечно, лексику Аяз перенимать не стал, но навыки приобрел полезные.

«Три месяца мы жили в лесу, работая бок о бок с людьми, отсидевшими по 15 лет. Из еды были сало, огурцы и «уральская колбаса» — так местные называли чеснок. Нас «кидали» на деньги, у нас воровали лес, лесовозы постоянно ломались, оплата задерживалась, бригада отчаянно бухала, на моего партнера завели уголовное дело. Но это не помешало довести нам дело до конца: последние кубометры леса были проданы, пусть и через полгода, уже зимой, когда на делянку было невозможно проехать.

Спартанские условия, в которых мы жили, серьезно повлияли на меня. Ценность заработанных денег, колоссальный опыт, а главное — закалка личной трудоспособности, которая даже для парня, 12 лет прожившего в деревне (каждый день, сразу после школы, в любую погоду я шел топить печь и таскать уголь, который предварительно надо было раздолбить ломом), были откровением. Я понял, что успех определяется способностью вкалывать и умением думать».

Начало…

Точкой отсчета Аяз Шабутдинов назвал 1 января 2013 года, когда он поставил цель заработать 2 млн рос. руб. за год. Тогда же в социальной сети «ВКонтакте» появился его блог (сейчас в нем более 133 тыс. подписчиков), который «придал проекту драйва и помог сделать достижение цели неизбежным». Оставалось лишь понять, как достичь такого показателя…

Будучи в командировке в Екатеринбурге (перенимал опыт у производителя минеральной воды), Аяз остановился в хостеле, поскольку денег было не так много. «Тогда-то в моей голове и вспыхнула лампочка, как в старых американских мультиках. Я решил заняться открытием мини-отелей для экономных путешественников. С этого момента и началась история компании Like: меньше чем за два года мы сумели построить по модели франчайзинга сеть из 43 хостелов в 42 городах».

Конечно, организовать хостел совсем без денег не получилось. Аяз нашел инвестора, который дал 100 тыс. рос. руб. на открытие. Вот как будущий миллионер описывает ситуацию:

«Других денег у меня не было, так что финансовые условия были самые что ни на есть экстремальные. Приезжали клиенты, платили деньги, я брал их из кассы и мчался в Казань, чтобы привезти из «Икеи» кровати, на которых уже сегодня должны были спать гости. Денег жестко не хватало, мы только и делали, что реинвестировали всю полученную прибыль в хостел. Примерно тогда мне предложили должность маркетолога с окладом 100 тыс. рублей плюс процент от продаж. Учитывая деятельность компании и средний чек в несколько миллионов, процент мог быть выше, чем сама зарплата. Я отказался, продолжив засыпать с телефоном возле уха, чтобы не проспать клиентов, которые должны были заселиться в 6 утра».

Проблемы, конкуренты и страхи.

Проблем у Аяза хватает. Например, страдает туристическое направление, с убытком в 200 тыс. рос. руб. пришлось закрыть бизнес по продаже картин. Регулярно закрываются точки в разных регионах и странах: в основном существуют проблемы с заведениями, открытыми по франшизе. Это происходит даже несмотря на исчерпывающую инструкцию по ведению определенного бизнеса.

Решением стало создание Like-центров. Это образовательные центры и сообщества предпринимателей, где всегда помогут, поймут, дадут совет. Здесь можно предложить свой стартап и получить под него финансирование.

К конкурентам Аяз относится как к учителям. Перед открытием новых точек бизнеса его команда тщательно изучает опыт конкурентов, старательно подмечает все успехи и неудачи. Аяз подчеркнул, что конкуренты его всегда мотивируют, подстегивают быть первым.

В книге, которую господин Шабутдинов написал совсем недавно, даются советы по организации времени. Помимо прочего, там сказано: если не хватает времени на выполнение текущих задач и проектов, необходимо… взять новый проект. Тогда распорядок дня перестроится, и вы станете эффективнее распределять время.

Что же впереди у Аяза Шабутдинова? Как всегда — Цель. В 2015 году он решил заработать 1 млрд рос. руб.

 

_________________________________________________________________________________________________________________

Ксения ТИМОФЕЕВА, представитель «Like-центр Минск»:
«Все хотят знать секреты успеха»

Об Аязе Шабутдинове мы с напарником Игорем Ефременко узнали из социальной сети «ВКонтакте». Было много публикаций о том, как этот молодой парень всего за год смог добиться заработков в миллионы российских рублей и построить целый холдинг! Именно в этот период жизни мы находились в творческом поиске новых идей построения и создания бизнеса. Предыдущий проект (интернет-магазин) не выдержал конкуренции во время кризиса и закрылся.

Изначально нас заинтересовала Like-фотошкола, но так как в Минске она тогда уже открывалась, мы решили не покупать вторую франшизу на город. И вот появилась новость об открытии Like-холдингом Like-центров. Предложение нам очень понравилось, да и предоставляли всего одну франшизу на город! Это был один из главных факторов принятия решения. Среди других — быстрый и эффективный старт, адекватные сроки окупаемости, общение с интересными людьми, возможность поделиться с нашими будущими учениками полезными знаниями.

В Like-фотошколе сейчас учится третий поток слушателей. Coffee-Like только начинает активно заполнять Беларусь, есть Like-хостел, планируется открытие Donuts Like (доставка пончиков) в Минске. И это далеко не все.

В связи с открытием Like-центра в Минске и приездом Аяза Шабутдинова мы организовали конференцию. Ее посетили более 1100 человек! Очень позитивные отзывы, участвовало много партнеров.  Уже во время выступления Аяза люди вставали в очередь, чтобы внести предоплату за курс «Like-бизнес 2.0»! Показатели Минска нас радуют и внушают оптимизм.

Сообщество Like с каждым днем наращивает интерес к себе, люди хотят узнать секреты успеха и открыть такой же успешный бизнес.

В минском Like-центре сейчас работают три образовательные программы: «Цель», «Масштабирование», «Like-бизнес 2.0». Со временем количество программ будет увеличиваться.

Наша первоначальная цель — успешно запустить второй поток, цель на год — запустить три потока учеников (если позволит программа обучения), окупить затраченные расходы. Цель на 5 лет — более 1400 выпускников, открытие фирменного коворкинга и центра поддержки франчайзи Минска и Минской области, сотрудничество с нашими успешными выпускниками в рамках Like-холдинга.

Подписка на Все
20 октября 2017
Посты могут появиться и на автомобильных дорогах, и на железнодорожных станциях, если не будет унифицировано миграционное законодательство.
20 октября 2017
Белорусская система ЖКХ может жить спокойно. Кардинальных реформ не предвидится, хотя на работах по модернизации придется попотеть, как обычно за счет госбюджета, а в конечном счете кошельков граждан.
20 октября 2017
Круглый стол, посвященный обсуждению проекта указа «О мерах по стимулированию развития кинематографии», на минувшей неделе собрал более двадцати отечественных киноделов: чиновников, продюсеров, режиссеров. Кинопроизводители и чиновники общего языка не нашли.
20 октября 2017
Платформа уже предоставлена банкам
19 октября 2017
Ведущие метеорологические службы мира активно инвестируют в оборудование и привлекают на службу искусственный интеллект.
19 октября 2017
Подготовка к посевным кампаниям сыграла на руку белорусским поставщикам

Страницы