Август 22, 2017
Александр Григорьев

Поправки в законодательстве об автотранспорте и автоперевозках открывают для иностранных компаний внутренний рынок каботажных перевозок. Кроме того, многое изменится в правилах грузовых и пассажирских перевозок.

Новые нормы закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» вступят в силу 23 января 2018 года.

Допуск к рынку

Согласно новым нормам, для компаний, выполняющих международные автоперевозки грузов, будут установлены критерии деловой репутации и финансового состояния, а также порядок их подтверждения. Перевозчиков обяжут нанимать водителей с определенным уровнем подготовки. Регулярные международные автоперевозки пассажиров смогут выполнять только те компании, которые получили соответствующее разрешение в Минтрансе.

Новая редакция закона снимает запрет на выполнение внутриреспубликанских перевозок иностранными субъектами хозяйствования, если они являются резидентами стран — участниц ЕАЭС. Закон содержит отсылку к международным актам, согласно которым Беларусь обязалась постепенно открывать свой рынок каботажных грузоперевозок. В частности, такие перевозки можно будет осуществлять с использованием транспорта, прошедшего государственную регистрацию в любой стране ЕАЭС.

Накладные для перевозок

Конкретизированы требования к оформлению накладных. Товарно-транспортная накладная (ТТН) признается транспортным документом лишь при выполнении внутриреспубликанских перевозок, а международная товарно-транспортная накладная CMR — международных.

Другие документы могут быть признаны транспортными только в соответствии с Правилами перевозки грузов, утвержденными постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970. Следовательно, для выполнения автоперевозки груза товарного характера необходимо оформить ТТН или CMR-накладную, а в случаях, предусмотренных вышеуказанными правилами, — заказ-поручение или иные документы.

Теперь порядок оформления транспортных документов будет устанавливать не Минфин, а Минтранс.

Ответственность грузоотправителя

Грузоотправитель будет нести ответственность за непредоставление грузосопроводительных документов в полном объеме. С автоперевозчика снимается не только обязанность проверять правильность оформления таких документов, но и ответственность за их неверное составление: он должен лишь установить наличие необходимых бумаг. С другой стороны, на транспортную компанию возлагается обязанность возмещать любые убытки в случае утери или ненадлежащего использования предоставленных документов.

Грузоотправитель будет отвечать перед автоперевозчиком и третьими лицами за убытки, возникшие в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в оформляемых им транспортных и грузосопроводительных документах, либо из-за отсутствия необходимых документов. Сейчас ответственность за такие нарушения возлагается на заказчика автоперевозки груза.

За неиспользование или несвоевременное использование поданного в срок транспорта заказчик нерегулярной перевозки пассажиров или грузов будет нести ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон. Сейчас проштрафившийся заказчик обязан возместить автоперевозчику причиненные убытки и уплатить неустойку. Таким образом, новая формулировка получила отсылочный характер на прочие нормативные правовые акты, а также позволила сторонам более точно определять ответственность в договорах.

Сам себе перевозчик

Среди важных нововведений — расширение понятия «автомобильная перевозка для собственных нужд». Поскольку такие перевозки не входят в сферу действия закона, на них не распространяются установленные данным нормативным правовым актом требования, в том числе связанные с оформлением транспортных и грузосопроводительных документов.

Перевозка для собственных нужд по-прежнему будет носить вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняться для перемещения принадлежащих им грузов либо своих работников на собственном автотранспорте. Управлять последним также должны либо работники этого юрлица, либо сам предприниматель. Кроме того, на таком транспорте можно будет перевозить «для собственных нужд» и представителей контрагента, с которым заключен любой гражданско-правовой договор, за исключением договоров автоперевозки пассажиров и фрахтования.

Бизнес с людьми

Изменится подход к определению видов автоперевозок пассажиров. Сейчас в законе указано, какие перевозки считаются регулярными, при этом все остальные относятся к нерегулярным. В следующем году картина перевернется: устанавливается только перечень нерегулярных перевозок пассажиров, другие будут считаться регулярными. Данная классификация важна, поскольку порядок организации каждого вида перевозок и оформления документов для них имеет существенные отличия.

Заказчиками городских, пригородных, междугородных внутриобластных и межобластных регулярных перевозок пассажиров разрешено быть только местным органам власти. Исполкомы могут привлекать операторов автоперевозок после заключения с ними соответствующих договоров.

Заказчиком нерегулярных перевозок может быть любое юридическое или физическое лицо. Между ним и перевозчиком возможен посредник — диспетчер, с которым перевозчик должен заключить договор об оказании соответствующих услуг.

В частности, к нерегулярным автоперевозкам отнесены перевозки пассажиров автомобилями­- такси и выполняемые на основании договора фрахтования перевозки предварительно организованных групп пассажиров к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, в связи со служебной командировкой и обратно из таких мест, а также перевозки, выполняемые для организации туристических путешествий и т. п.

Закон предусматривает и нововведения, касающиеся водителей автомобилей-такси. Так, при ожидании пассажиров они смогут пользоваться не только площадками для стоянки автомобилей-такси и другими местами, не запрещенными Правилами дорожного движения, но и специальными терминалами такси. Перевозка пассажиров, заказанная с использованием электронных информационных систем, должна осуществляться с выключенным кассовым аппаратом, совмещенным с таксометром.

Пассажир почти всегда прав

Уточнен порядок заключения договора автоперевозки пассажира: он считается заключенным с момента посадки в транспортное средство, а значит, подписывать его пассажиру не нужно.

Расширяются права пассажиров, касающиеся договора автомобильной перевозки. Со следующего года они смогут:

– получить возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу при выполнении любой перевозки. Сейчас это возможно только в случае вины автоперевозчика, которую не так-то просто доказать;

– по завершении поездки получить сведения в электронном виде, которые должны содержаться в документе, подтверждающем факт оказания услуги (в случае заказа на выполнение перевозки автомобилями-такси с использованием электронной системы);

– отказаться от оплаты поездки в случае оказания услуги по перевозке автомобилями-такси с выключенным кассовым аппаратом, совмещенным с таксометром, или без такого аппарата, за исключением заказа этой перевозки с использованием электронной системы.

В свою очередь, автоперевозчик получает право прекратить или ограничить перевозки пассажиров в определенных направлениях вследствие непреодолимой силы. При этом в перечень его обязанностей при перевозке пассажиров включены:

– возмещение убытков, причиненных пассажирам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора и законодательства, а также возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу пассажиров при выполнении их перевозки;

– использование кассового аппарата, совмещенного с таксометром, и тахографа в преду­смотренных законодательством случаях.

Подписка на Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» + перевозки + пассажиры + транспорт
18 июля 2018
Международные грузоперевозчики прогнозируют благоприятную конъюнктуру по меньшей мере на ближайшие полгода. Рынок окончательно адаптировался к взаимным санкциям России и ЕС, грузопотоки которых обслуживают белорусские компании. А вот более отдаленные перспективы пока туманны.
25 июня 2018
Такую задачу поставил в эфире белорусского телевидения первый замминистра Дмитрий Крутой
21 мая 2018
Международные автомобильные перевозки вновь на подъеме. Сказывается экономическая стабилизация, а также дополнительные меры поддержки со стороны государства.
16 апреля 2018
В Беларуси изменились правила автомобильных перевозок грузов. В них включили требования к деловой репутации перевозчиков и уточнили перечень документов, сопровождающих грузы.
16 апреля 2018
Почти все высказываемые «маршрутчиками» претензии необоснованны.

Страницы