Июль 18, 2017
Андрей МИРОШНИЧЕНКО, Артур ПИНЧУК, партнеры образовательной платформы Minsk Knowledge office

Уже можно говорить о появлении альтернативного движения в сфере образования — бесплатных инициативах, основанных на использовании open source (открытых данных). Именно такие продукты оказываются на переднем крае образовательных процессов и, на наш взгляд, начинают вытеснять многие традиционные формы бизнес-образования.

Объясним этот феномен на примере работы площадки Minsk Knowledge Office. Зачастую подобные площадки создаются для продажи образовательных услуг в тради­ционном формате. Как правило, рынку предлагается известный набор компетенций: как планировать, как управлять, как делегировать полномочия и т. п. Современным предпринима­телям интересны новые явления: блокчейн как инструмент управления оборотным капиталом, децентрализация денежных потоков и т. д. Чтобы эффективно аккумулировать и доносить до аудитории такие знания, мы решили перевести работу нашей площадки в формат open source. По такому принципу создавалась Википедия, Linux и многие другие ресурсы. То есть на базе Minsk Knowledge Office мы предложили предпринимателям бесплатно делиться опытом и знаниями.

Изначально предполагалось, что люди дела будут собираться в нашем офисе, вскрывать какую-либо проблему и совместными усилиями ее решать. Но оказалось, что поскольку большинство проблем стандарт­ны, то бизнесмены решают их в формате клубного общения. Наибольший интерес у них вызывают принципиально новые инструменты и методы решения бизнес-задач, инновационные формы взаимодействия и работы. При этом интерес, как правило, носит не теоретический характер. Предприниматели хотят все попробовать, испытать новые «фишки». И в этом им не хватает пространства, где можно было бы осмыслить опыт и результаты. Поэтому предложенная модель образовательного процесса оказалась более продуктивной, ведь спикеры хорошо разбираются в своей области и могут грамотно изложить мысли.

Предприниматели готовы делиться знаниями, так как при этом они не просто пере­дают кому-то свои компетенции, а в режиме обмена мнениями одновременно черпают новые знания и идеи, а главное, находят соратников. Например, если бизнесмен хочет организовать какой-либо проект, он выносит его на обсуждение — и получает обратную связь, апробирует идеи, находит партнеров для реализации задуманного.

Получается, что предпринимательское сообщество само себя поддерживает, генерирует знания и применяет их на практике. На таких встречах создается инновационная среда, а субъектом образования становятся участники общения. Здесь нет лектора и слушателей, нет обучающих и обучаемых. Образовательный процесс перерастает в социальное партнерство, коммуникации совершенно другого типа. Получается, что на площадке Minsk Knowledge Office мы не столько преподаем, сколько помогаем получить живое знание, которое сразу включается в определенные бизнес-проекты.

Наши встречи мы записываем на видео и выкладываем в Интернет — образуется бесплатный контент. Традиционное бизнес-образование, конечно, подхватывает идеи, рождающиеся в таких обсуждениях, аккумулирует их, обрабатывает и затем продает. Однако переработанные лекторами компетенции по своему содержанию все равно уступают выступлениям бизнесменов, так как уровень инновационного мышления последних гораздо выше.

Боятся ли предприниматели обмениваться идеями? Боятся ли конкуренции? Нет. Идея сама по себе ничего не стоит, важно разобраться, как ее применить, и найти партнеров для реализации.

Сегодня молодые предприниматели мыслят по-новому. Они повидали мир, не путают туризм и эмиграцию, участвуют в международных проектах и считают, что для реализации проектов в Беларуси необходимо понимать, что у нас есть свои плюсы и минусы, и их нужно использовать в своих целях. В основе бизнеса молодых лежит умение работать в условиях глобальной конкуренции. Сообщество не может быть закрытым, ведь ему приходится решать множество задач. Для достижения цели надо не просто учиться, но и генерировать новые идеи, делиться ими. Соответственно, возрастает роль открытых площадок. Как и в Википедии, здесь ценится компетентность предпринимателя, его вклад в общую копилку знаний. Сам предприниматель, бескорыстно делясь знаниями и опытом, тоже получает выгоду, поскольку расширяет круг контактов, получает возможность создавать гибридные продукты, которые одному сделать невозможно.

В той или иной форме такой способ передачи знаний и раньше практиковался внутри бизнес-ассоциаций и деловых сообществ. Но ассоциации все-таки выставляют границы, они — «для своих». На площадках нового типа границ и ограничений нет, так как нет деления ни по отраслевой принадлежности, ни по размеру членских взносов.

 

Материал опубликован в №26 газеты "Белорусы и рынок" от 15 июля 2017 года. Оформить подписку

Подписка на подход open source + Minsk knowledge office